С 2015 года на основании постановления Правительства РФ вся деятельность, связанная с обработкой мусора, подвергается лицензированию. Ранее наличие лицензии необходимо было только для предприятий, осуществлявших хранение и утилизацию отходов. С 2018 года разрешение на работу с ТБО должны получать и транспортные компании, осуществляющие вывоз мусора.

Обязательная процедура лицензирования всей деятельности, связанной с отходами, необходима для исключения образования несанкционированных свалок мусора и контроля оборота отходов.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Нормативный документ, определяющий виды деятельности, требующие обязательного лицензирования, – федеральный закон №458-ФЗ. Операции с ТКО и ТБО, требующие получения отдельной лицензии:

  • сбор;
  • транспортировка;
  • сортировка;
  • подготовка;
  • обеззараживание;
  • утилизация;
  • переработка (повторное использование);
  • складирование.

Условия и требования для получения лицензии

Для успешного прохождения лицензирования необходимо соответствовать всем предъявляемым требованиям. Для этого на предприятии должна быть организована система работы с отходами: проведение инструктажей, обеспечение инвентарем и техникой. Ужесточение требований к предприятию связано с классом опасности, по которому проводится лицензирование. Первый класс отходов– наиболее опасный для человека и окружающей среды. Поэтому чем выше класс, тем выше требования к организации.

Необходимо обеспечить условия работы, соответствующие лицензируемому направлению:

  • территория: изолированные площадки, закрытые камеры, могильники;
  • оборудование: прессы, дозиметры, лопаты, кирки;
  • транспорт: разделенные отсеки, требуемая вместимость, изоляция корпуса;
  • инвентарь: тара для сбора, хранения, перевозки.

Кроме создания условий труда, необходимо провести документальную подготовку. 

Предприятие обязано получить заключение СЭЗ и паспорт отходов. Помимо этого, при лицензировании проверяются общие документы, связанные с регистрацией предприятия.

Пошаговая инструкция оформления

Перед тем, как получить лицензию на вывоз мусора, выбирается регион, в котором будет действовать организация.

Лицензирование распространяется на определенную территорию, а оформление происходит в местном отделении Росприроднадзора.
Если задействовано несколько регионов, то необходимо обращаться в федеральное отделение органа.

Процедура состоит из следующих шагов:

  1. Сбор и подготовка документов: учредительных, регистрационных, производственных, транспортных, внутренних, относящихся к мусору.
  2. Оформление и подача заявления.
  3. Первичное получение лицензии на 5 лет.
  4. Ежегодные проверки.
  5. Повторное получение разрешения (бессрочное).

Необходимые документы

Основная работа по лицензированию сводится к подготовке большого пакета документов. Часть документации связана с учреждением и регистрацией предприятия:

  • устав и учредительная документация;
  • информация о предприятии: юридический и фактический адрес, наименование;
  • ИНН;
  • выписки из реестров: ЕГРЮЛ, ЕГРПО;
  • документы на собственность: владение или аренда.

Другая часть пакета содержит документы, связанные с производственными процессами предприятия:

  • договоры и оплата коммунальных услуг;
  • договор об обеззараживающей обработке, работе с отходами;
  • транспортные документы: ПТС, водительские удостоверения;
  • приказы;
  • договоры с персоналом, трудовые книжки.

Документы, относящиеся непосредственно к обработке мусора:

  • подтверждение прохождения курсов персоналом;
  • форма 2-ТП;
  • декларация по НВОЗ;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • план территории, на которой оборачивается мусор;
  • список отходов.

К указанному пакету прибавляется предоставление действующего разрешения при прохождении повторного лицензирования.

Составление заявления

В заявлении на получение лицензии указываются данные предприятия и категории отходов, с которыми предстоит работать. Информация об организации содержит адрес, наименование, регион, на который распространяется деятельность, контактные сведения. В списке отходов необходимо указать класс для каждого вида и классификационный номер из ФККО.

Пример заявления

Процедура подачи документации, срок рассмотрения, ответ

Подготовленный пакет документов вместе с заявлением передается в местный орган Росприроднадзора по месту регистрации заявителя спустя 5 дней с момента подачи запроса. Заявка рассматривается в течение 60-90 дней, затем дается положительный или отрицательный ответ.

При положительном ответе организация подвергается ежегодным проверкам, о которых приходит уведомление не позднее, чем за 10 дней до проведения.
Продолжительность проверки – не более 1 месяца. Организация обязана уведомить лицензирующий орган о новом виде обрабатываемого отхода не позднее чем спустя 2 недели с момента начала работы.

Стоимость оформления и срок действия лицензии

Стоимость лицензирования составляет примерно 300 тысяч рублей. Получение лицензии – не только вклад в экологическую безопасность, но и денежная выгода для предприятия.

Размер штрафа за нарушения в сфере обращения с отходами составляет до 200 тысяч рублей, к которым прибавляются штрафы должностных лиц до 10-30 тысяч. Кроме этого, полностью приостанавливается деятельность организации на 90 дней.

Срок действия первичной лицензии – 5 лет. Спустя указанный период при повторном лицензировании выдается бессрочный документ, если у предприятия отсутствовали нарушения.

Порядок продления

При повторном лицензировании организация предоставляет действующее разрешение на деятельность, а государственный орган проверяет предприятие на предмет наличия или отсутствия нарушений. Повторное лицензирование проводится только спустя 5 лет после первого получения лицензии или при появлении в работе новых видов отходов. Уведомление о новом направлении отправляется в письменном виде в течение двух недель с момента образования.

Аннулирование и переоформление документа

Аннулирование лицензии связано только с результатами проверки или прекращением деятельности организации. При обнаружении нарушений предприятие лишается документа и вынуждено заново проходить всю процедуру. Среди основных недостатков выделяются:

  • работа с отходами, которые не указаны в лицензии;
  • допуск неквалифицированного или неавторизованного персонала;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических норм;
  • нанесение ущерба окружающей среде.

При обнаружении нарушений организации дается срок на устранение несоответствий, после которого проводится повторная проверка и выносится окончательное решение о приостановке или подтверждении лицензии. Одно из условий действия разрешения – внесение соответствующих платежей. При отсутствии оплаты в течение 3 месяцев право отзывается.

Ответственность за отсутствие

В Кодексе об административных правонарушениях (статья 14.1, ч. 2) указана ответственность, которую несут организации и должностные лица за ведение предпринимательской деятельности по обороту отходов без лицензии. В данном случае прохождение лицензирования обязательно, поэтому применяются следующие штрафы:

  • 2-2,5 тысячи рублей – для физических лиц;
  • 4-5 тысяч – для должностных лиц;
  • 40-50 тысяч – для предприятий.

Помимо штрафа, конфискуется изделие, инструменты и сырье.

Если деятельность не предпринимательская (направлена не на получение прибыли), то применяется другая статья КоАП – 19.20. Система штрафов следующая:

ЛицаШтраф
Физические500-1000 руб.
Должностные30-50 тысяч руб. или дисквалификация на 1-3 года
Предприниматели без образования юридического лица30-40 тысяч руб. или приостановка деятельности до 90 дней
Организации170-250 тысяч руб. или приостановка деятельности до 90 дней

Работа в других регионах

Выданное разрешение на вывоз мусора распространяется только на территорию субъекта, в котором расположен орган Росприроднадзора, осуществивший лицензирование предприятия. Распространение деятельности в другие регионы возможно при получении документа в федеральном органе или при направлении письменного уведомления в требуемый регион, который не указан в лицензии. Уведомление должно содержать ряд обязательных данных:

  • наименование организации (полное и сокращенное);
  • адрес (юридический и фактический);
  • организационно-правовую форму;
  • регистрационный номер;
  • подтверждение о включении в реестр ЕГРЮЛ;
  • заверенную копию лицензии.

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 1 / 5. Голосов: 1

Стань первым! Голосов еще нет.

Нам очень жаль, что статья вам не понравилась!

Помогите нам улучшить контент!

Подскажите, пожалуйста, как мы можем ее улучшить?

0 0 vote
Article Rating