С 2015 года на основании постановления Правительства РФ вся деятельность, связанная с обработкой мусора, подвергается лицензированию. Ранее наличие лицензии необходимо было только для предприятий, осуществлявших хранение и утилизацию отходов. С 2018 года разрешение на работу с ТБО должны получать и транспортные компании, осуществляющие вывоз мусора.
Обязательная процедура лицензирования всей деятельности, связанной с отходами, необходима для исключения образования несанкционированных свалок мусора и контроля оборота отходов.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию
Нормативный документ, определяющий виды деятельности, требующие обязательного лицензирования, – федеральный закон №458-ФЗ. Операции с ТКО и ТБО, требующие получения отдельной лицензии:
- сбор;
- транспортировка;
- сортировка;
- подготовка;
- обеззараживание;
- утилизация;
- переработка (повторное использование);
- складирование.
Условия и требования для получения лицензии
Для успешного прохождения лицензирования необходимо соответствовать всем предъявляемым требованиям. Для этого на предприятии должна быть организована система работы с отходами: проведение инструктажей, обеспечение инвентарем и техникой. Ужесточение требований к предприятию связано с классом опасности, по которому проводится лицензирование. Первый класс отходов– наиболее опасный для человека и окружающей среды. Поэтому чем выше класс, тем выше требования к организации.
Необходимо обеспечить условия работы, соответствующие лицензируемому направлению:
- территория: изолированные площадки, закрытые камеры, могильники;
- оборудование: прессы, дозиметры, лопаты, кирки;
- транспорт: разделенные отсеки, требуемая вместимость, изоляция корпуса;
- инвентарь: тара для сбора, хранения, перевозки.
Кроме создания условий труда, необходимо провести документальную подготовку.
Пошаговая инструкция оформления
Перед тем, как получить лицензию на вывоз мусора, выбирается регион, в котором будет действовать организация.
Если задействовано несколько регионов, то необходимо обращаться в федеральное отделение органа.Процедура состоит из следующих шагов:
- Сбор и подготовка документов: учредительных, регистрационных, производственных, транспортных, внутренних, относящихся к мусору.
- Оформление и подача заявления.
- Первичное получение лицензии на 5 лет.
- Ежегодные проверки.
- Повторное получение разрешения (бессрочное).
Необходимые документы
Основная работа по лицензированию сводится к подготовке большого пакета документов. Часть документации связана с учреждением и регистрацией предприятия:
- устав и учредительная документация;
- информация о предприятии: юридический и фактический адрес, наименование;
- ИНН;
- выписки из реестров: ЕГРЮЛ, ЕГРПО;
- документы на собственность: владение или аренда.
Другая часть пакета содержит документы, связанные с производственными процессами предприятия:
- договоры и оплата коммунальных услуг;
- договор об обеззараживающей обработке, работе с отходами;
- транспортные документы: ПТС, водительские удостоверения;
- приказы;
- договоры с персоналом, трудовые книжки.
Документы, относящиеся непосредственно к обработке мусора:
- подтверждение прохождения курсов персоналом;
- форма 2-ТП;
- декларация по НВОЗ;
- санитарно-эпидемиологическое заключение;
- план территории, на которой оборачивается мусор;
- список отходов.
К указанному пакету прибавляется предоставление действующего разрешения при прохождении повторного лицензирования.
Составление заявления
В заявлении на получение лицензии указываются данные предприятия и категории отходов, с которыми предстоит работать. Информация об организации содержит адрес, наименование, регион, на который распространяется деятельность, контактные сведения. В списке отходов необходимо указать класс для каждого вида и классификационный номер из ФККО.
Процедура подачи документации, срок рассмотрения, ответ
Подготовленный пакет документов вместе с заявлением передается в местный орган Росприроднадзора по месту регистрации заявителя спустя 5 дней с момента подачи запроса. Заявка рассматривается в течение 60-90 дней, затем дается положительный или отрицательный ответ.
Продолжительность проверки – не более 1 месяца. Организация обязана уведомить лицензирующий орган о новом виде обрабатываемого отхода не позднее чем спустя 2 недели с момента начала работы.Стоимость оформления и срок действия лицензии
Стоимость лицензирования составляет примерно 300 тысяч рублей. Получение лицензии – не только вклад в экологическую безопасность, но и денежная выгода для предприятия.
Срок действия первичной лицензии – 5 лет. Спустя указанный период при повторном лицензировании выдается бессрочный документ, если у предприятия отсутствовали нарушения.
Порядок продления
При повторном лицензировании организация предоставляет действующее разрешение на деятельность, а государственный орган проверяет предприятие на предмет наличия или отсутствия нарушений. Повторное лицензирование проводится только спустя 5 лет после первого получения лицензии или при появлении в работе новых видов отходов. Уведомление о новом направлении отправляется в письменном виде в течение двух недель с момента образования.
Аннулирование и переоформление документа
Аннулирование лицензии связано только с результатами проверки или прекращением деятельности организации. При обнаружении нарушений предприятие лишается документа и вынуждено заново проходить всю процедуру. Среди основных недостатков выделяются:
- работа с отходами, которые не указаны в лицензии;
- допуск неквалифицированного или неавторизованного персонала;
- нарушение санитарно-эпидемиологических норм;
- нанесение ущерба окружающей среде.
При обнаружении нарушений организации дается срок на устранение несоответствий, после которого проводится повторная проверка и выносится окончательное решение о приостановке или подтверждении лицензии. Одно из условий действия разрешения – внесение соответствующих платежей. При отсутствии оплаты в течение 3 месяцев право отзывается.
Ответственность за отсутствие
В Кодексе об административных правонарушениях (статья 14.1, ч. 2) указана ответственность, которую несут организации и должностные лица за ведение предпринимательской деятельности по обороту отходов без лицензии. В данном случае прохождение лицензирования обязательно, поэтому применяются следующие штрафы:
- 2-2,5 тысячи рублей – для физических лиц;
- 4-5 тысяч – для должностных лиц;
- 40-50 тысяч – для предприятий.
Помимо штрафа, конфискуется изделие, инструменты и сырье.
Если деятельность не предпринимательская (направлена не на получение прибыли), то применяется другая статья КоАП – 19.20. Система штрафов следующая:
Лица | Штраф |
---|---|
Физические | 500-1000 руб. |
Должностные | 30-50 тысяч руб. или дисквалификация на 1-3 года |
Предприниматели без образования юридического лица | 30-40 тысяч руб. или приостановка деятельности до 90 дней |
Организации | 170-250 тысяч руб. или приостановка деятельности до 90 дней |
Работа в других регионах
Выданное разрешение на вывоз мусора распространяется только на территорию субъекта, в котором расположен орган Росприроднадзора, осуществивший лицензирование предприятия. Распространение деятельности в другие регионы возможно при получении документа в федеральном органе или при направлении письменного уведомления в требуемый регион, который не указан в лицензии. Уведомление должно содержать ряд обязательных данных:
- наименование организации (полное и сокращенное);
- адрес (юридический и фактический);
- организационно-правовую форму;
- регистрационный номер;
- подтверждение о включении в реестр ЕГРЮЛ;
- заверенную копию лицензии.