Десять лет назад водород был объявлен перспективным источником «чистой» энергии. Но этот химический элемент, значащийся под номером «1» в таблице Менделеева, так и не стал «топливом будущего». Оказалось, что технологически энергетика не готова перейти на дорогое водородное топливо.

Второе пришествие водорода

Как отмечается в Рамочной конвенции ООН об изменении климата, чтобы обезопасить планету от глобального потепления, кроме формирования нового экономического поведения людей, требуются фундаментальные технологические изменения. К ним относится внедрение водородных технологий.

Проблема перехода к «водородной экономике» требует больших затрат и организационных усилий: необходимо создавать новую инфраструктуру, специальное оборудование, координировать совместные действия государственных учреждений, энергетических компаний, потребителей.
Атом водорода

Атом водорода

Несмотря на эти сложности, возможность использования энергоносителя, выделяющего в атмосферу не ядовитые вещества, а водяные пары, чрезвычайно заманчива.
Исследования в области применения водорода в качестве чистой и жизнеспособной замены ископаемого топлива при транспортировке, хранении энергии и использовании электроэнергии успешно продолжаются. Это позволяет говорить о втором пришествии водорода как альтернативного источника энергии.

Создание Совета по водородным ресурсам

Всепланетный характер климатической проблемы сделал невозможным её решение какой-либо отдельной страной.
Именно поэтому на ежегодной встрече Всемирного экономического форума 2017 года был сформирован Водородный Совет (Hydrogen Council). Его основателями стали крупнейшие транснациональные корпорации, в частности, Audi, Toyota, BMW, 3M, Hyundai, Shell.

Ученый с проекциейКак заявлено на сайте организации, Совет способствует процессу перехода на водородную энергию во всех сферах – энергетике и жилищному хозяйству, транспорту и промышленности.
Совет по водородным ресурсам наметил более 20 флагманских проектов, позволяющих сократить углеродные выбросы на 75 млн тонн. В их числе проект 100-процентной замены природного газа на водород в системе газопровода Лидса (Великобритания); проект создания общенациональной водородной инфраструктуры для снабжения автомобилей с приводами на топливных водородных элементах в Германии; проект по производству водорода в Фукусиме.

Опасный или безопасный

Одной из основных причин, затрудняющих внедрение водорода, стало общественное восприятие водородной безопасности.
Общеизвестна катастрофа 1937 года, когда меньше, чем за минуту сгорел заполненный водородом немецкий пассажирский дирижабль «Гинденбург». Многие видели в 1986 году трансляцию гибели космического челнока «Челленджер», распавшегося в воздухе.
Хотя не доказано, что причиной этих трагических происшествий был водород, осталось ощущение опасности его использования.
Однако в действительности водород безопаснее, чем наиболее часто используемые виды топлива. Например, для сжигания водорода требуется более высокая минимальная концентрация, чем у большинства распространенных видов горючего.

Для воспламеняемости водорода требуется 4% воздуха по сравнению с 0,6 % для дизельного топлива и 1,4 % для бензина.
Температура самовоспламенения водорода (при отсутствии пламени или искры) составляет 550°C, тогда как дизельное топливо самовозгорается при 210°С, бензин – при 260°С.

Проблемы преодолимы, и водород входит в нашу жизнь, став из идеи реальным катализатором изменений, обеспечивая планете более чистый воздух в будущем.

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 5 / 5. Голосов: 1

Стань первым! Голосов еще нет.

Нам очень жаль, что статья вам не понравилась!

Помогите нам улучшить контент!

Подскажите, пожалуйста, как мы можем ее улучшить?

0 0 vote
Article Rating