Переработка моторных масел: способы восстановления и утилизации

Нефтеотходы собираются в современных мегаполисах тоннами, поэтому вопрос об их повторном использовании стоит особенно остро. При этом на первый план выходит переработка использованных моторных масел, ведь в любом большом городе работают сотни тысяч автомобилей и средств общественного транспорта. И если раньше отработанную смазку, накопившуюся внутри двигателей, многие просто сливали на землю, то сегодня этот подход наносит непоправимый урон экологии и здоровью населения.

Вред отработанного масла для окружающей среды

Моторную смазку используют в двигателе определенное время. По истечении конкретного срока начинают образовываться продукты окисления, которые снижают полезные свойства масла и заставляют водителя его менять. Если владелец автомобиля безответственно относится к утилизации и просто сливает устаревший раствор на землю или в канализацию, это приведет к негативным последствиям.

Правильная утилизация отработанного машинного масла важна по нескольким причинам:

  • Попадая в воду, состав держится на поверхности, создавая ядовитую пленку: погибают рыбы и другие обитатели рек, снижается качество воды.
  • Впитываясь в землю, химикаты отравляют почву и делают ее непригодной для использования.
  • Слитое в канализацию моторное масло разрушает сантехнические системы и попадает в сточные воды, делая их токсичными.
Смазочные материалы наносят серьезный вред окружающей среде. Поэтому к вопросу их утилизации нужно относится с ответственностью

.

Пункты приема моторных масел

Чтобы не заниматься утилизацией химикатов самим, можно отвезти их в пункт сбора. Проще всего найти такие организации в больших городах. Однако сейчас сбор и утилизация моторного масла становятся популярным стартапом для малого бизнеса, поэтому открываются по стране. В зависимости от компании, вторсырьё там могут принимать бесплатно или за небольшое вознаграждение.

Станция переработки

В Москве переработкой машинного масла занимается несколько крупных компаний, связанных с отраслью нефтеобработки. Обычно они предлагают потенциальным клиентам оставить заявку на сайте, а потом связываются с водителями автомобилей. Стоит учесть, что принимаются отходы в объемных количествах (обычно от 50 л). Хранить и перевозить опасное вещество лучше в плотных закрытых канистрах или контейнерах.

Варианты использования отработанных масел без переработки

Во времена дефицита советские водители активно использовали старые смазочные материалы в быту. Это возможно и сейчас, главное — следить за пожаробезопасностью в гараже или другом помещении, где хранится опасный состав, подлежащий утилизации.

Варианты использования отработанного машинного масла включают:

  • применение его в качестве антикоррозийного средства;
  • обработку деревянных конструкций;
  • сжигание в качестве печного топлива.
Каждый из перечисленных способов используют без нанесения вреда экологии. Однако при повторном применении масла нужно соблюдать технику безопасности.

Покрытие металла от ржавчины

Отработанное машинное масло имеет антикоррозийные свойства. Поэтому его можно использовать в хозяйстве для обработки металлических поверхностей, которые надо защитить от ржавчины. Бывалые водители применяют такой состав для покрытия:

  • водопроводных труб;
  • днища и арок автомобиля.

Стопроцентную гарантию защиты от ржавчины такая смазка не даёт. Однако отработанное масло достается водителю бесплатно, поэтому может заменить, антикоррозийные составы, которые нужно покупать.

Покраска

Обработка древесины

Если вы хотите защитить деревянные постройки на даче от гниения, старые смазочные материалы могут в этом помочь. Машинное масло при нанесении на поверхность образует пленку, которая не даёт воде добраться до уязвимых балок и досок. Наносить состав лучше поздней весной или летом, когда он быстро высыхает под солнцем.

В качестве печного топлива

Отходы смазочных материалов подходят для топки традиционной русской печи. Ими обрабатывают дрова для лучшего горения и большего жара. Делается это так:

  • возьмите дрова, подготовленные для растопки;
  • залейте их отработанным машинным маслом и оставьте на 2-3 дня;
  • сложите подготовленные дрова в сухом и безопасном месте.
Использовать это топливо можно только для печей, имеющих хорошую тягу. Иначе жители дома рискуют отравиться вредными парами.

Способы переработки моторных масел

Первая задача завода, который должен собирать и утилизировать отработанные смазочные материалы — убрать из состава все загрязнители и примеси. Только после этого масло можно использовать повторно. Иногда для очистки достаточно провести только физическую фильтрацию. Если после этого состав остаётся грязным, подключают также методы химической очистки.

Переработка отработанных автомобильных масел требует применения специального оборудования. Чем чище получается в итоге составе, тем шире окажется сфера его нового использования.

Заливка масла

Восстановление для повторной эксплуатации

Переработка моторного масла важна, потому, что очищенный смазочный материал можно использовать повторно. Обычно его заливают в среднефорсированные двигатели внутреннего сгорания и используют при умеренных нагрузках. Восстановленное масло подходит для заливки в:

  • трансмиссии и коробки передач тракторов;
  • гидравлические системы машин;
  • ходовые части гусеничного транспорта.

Переработанное машинное масло применяют в ходе консервации техники, во время укладки асфальта и в качестве пластичных смазок.

Чтобы моторное масло стало пригодным для повторного использования, его нужно очистить от химического осадка, от битумных отложений, коллоидных осадков и других посторонних веществ, отложившихся в виде примесей.

Процесс восстановления проходит в несколько этапов. Первый из них — удаление из загрязнённой жидкости воды. После того, как дегидрация успешно завершена, можно переходить к следующей стадии — очистке масла от механических осадков. Затем остаётся провести микрофильтрацию, в ходе которой из смазки убирают все мелкодисперсные частицы. Получается очищенный состав, пригодный для повторного использования.

Технический крекинг

Этот метод позволяет избежать утилизации отработанного масла и даёт возможность использовать его повторно. Суть крекинга заключается в удалении из масла воды и бензина. Полученная смесь некоторое время отстаивается, а из нее выделяют чистые водные молекулы, а затем обрабатывают в термическом крекинг-котле.

Моторное масло

При нагревании состав делят на фракции. Парообразный состав удается собрать в форме конденсата. Тяжёлую же фракцию, которая остаётся жидкой, обрабатывают антиоксидантом. Это делает ее пригодной для повторного применения.

Физический метод (фильтрация)

Эта методика основана на удалении попавших в топливо смолистых примесей и твердых частиц. Чтобы очистить жидкость, ее пропускают через сетчатый или пористый фильтр. После такой перегонки масло становится чистым и уже подходит для повторного использования.

Фильтры для смазочных материалов изготавливают из материалов: от бумаги и ткани до металлической или пластиковой сетки. При этом в промышленности стал популярным метод, предусматривающий две степени очистки. Масло сначала пропускают через грубый механический фильтр, а уже после этого переходят к тонкой фильтрации.

Химический метод (взаимодействие с химическими реагентами)

Этот подход подразумевает, что переработка проводится с использованием специальных реагентов. Они взаимодействуют с загрязнителями маслянистой среды и уничтожают их. В качестве реагентов обычно применяют:

  • серная кислота;
  • щелочи;
  • кислород (применяют для окисления);
  • карбиды и гидриды металлов.

Популярность в последние годы приобрело гидрогенизированное масло. Оно сохраняет исключительные смазочные свойства даже после переработки и отличается высокой степенью чистоты.

Исследования

Физико-химические методы

К этой группе относятся наиболее распространенные способы очистки отработанного моторного масла. Среди них:

  • адсорбция;
  • коагуляция.

Одной из разновидностей адсорбционной обработки является ионно-обменное очищение старых смазочных материалов. Оно особенно активно применяется в последние годы.

Адсорбционная очистка

Адсорбционная очистка — это обработка масла, прошедшего отработку, натуральными веществами (например, глиной). В ходе очистки используется природная способность некоторых материалов удерживать на поверхности молекулы и частицы загрязнителей, попавших в машинное масло.

Адсорбенты могут использовать, как фильтры (смазочные материалы пропускаются через них). При другом подходе масло смешивается с очищающим составом. Наиболее эффективным считают использование движущегося слоя адсорбента, однако такая методика требует применения сложного оборудования.

Коагуляция масел

Этот процесс также предполагает применение коагулянтов. Они укрупняют частицы загрязнителей, содержащиеся в переработанном масле. Выдерживать старый смазочный материал в растворе следует около 20-30 минут, после этого мусор можно доставать из состава.

Ионно-обменное очищение

Ионно-обменные смолы, применяемые в ходе этого процесса имеют особое свойство. Они могут удерживать загрязнители, содержащиеся в моторном масле. Это позволяет перерабатывать старые смазочные материалы, однако в ходе такой очистки убираются только кислотные загрязнители. Убрать с помощью ионитов смолистые примеси не удастся.

Жидкая присадка

Оборудование для переработки

Специализированное оборудование для переработки отработанного моторного масла может меняться в зависимости от используемого метода работы. Для малого бизнеса чаще всего используются мини-установки, применяемые для крекинга. Их преимущество состоит в компактности, доступной цене и простоте монтажа.

Более крупные нефтеперерабатывающие компании могут задействовать сложное оборудование, связанное с химической обработкой. Однако важно помнить, что такие установки требуют строгого соблюдения всех правил эксплуатации и регулярного технического контроля. Они должны работать в определенном температурном режиме, а для их обслуживания требуется гораздо больше персонала.

Виды вторичной продукции

Из отработанного машинного масла после очистки делают, преимущественно, смазочные материалы. Наиболее популярно использование вторсырья по 3 направлениям:

  • создание дизельного топлива и технических масел;
  • изготовление антикоррозийных покрытий;
  • создание смазочных материалов для второстепенных машинных узлов.
Именно дизельное топливо представляет собой наиболее распространенный продукт, изготовленный из переработанного масла. Это связано с тем, что такое горючее пользуется особым спросом и всегда находит своих покупателей.

Этапы открытия бизнеса по переработке моторного масла

Сбор и утилизация отработанного машинного масла как бизнес стали практиковаться в России недавно. Распространение в стране получили небольшие фирмы, которые создают дизельное топливо из вторсырья. У такого стартапа есть преимущества и недостатки, однако его отличает быстрая самоокупаемость.

Транспортировка жидкости

Плюсы и минусы

Переработка отработанного масла в качественное дизельное топливо — это сложный процесс, подходящий только нефтехимическим предприятиям. Такой бизнес достаточно легко организовать. При этом он имеет преимущества:

  • Сырьё легко достать, ведь отработанное масло есть у каждого водителя.
  • Закупочная цена использованных смазочных материалов осуществляется по цене 5-6 рублей за литр, дизельное топливо же дороже.
  • Мини установка из 1 литра отработанного масла производит 85% дизтоплива по весу и 90% по объему.

К минусам стартапа относят требование первоначальных вложений (на закупку оборудования, аренду помещения). Он связан со строгим соблюдением правил пожарной безопасности и с регулярными проверками со стороны контролирующих органов.

Легализация бизнеса

В начале работы вам придется заняться решением организационных вопросов. Первый шаг на пути к своему бизнесу — открытие ИП или ООО. Конкретный тип компании нужно выбирать, исходя из предпочитаемой системы налогообложения и числа основателей. Например, у ИП может быть только один учредитель, на которого и оформляется основная документация.

Следующий шаг — это получение разрешений на деятельность и лицензий. Поскольку машинное масло относится к горючим жидкостям, внимание перед открытием уделяют контролю со стороны пожарной службы. Приступать к работе можно только после того, как сотрудники контролирующих органов убедятся в соответствии помещения требованиям санитарной и пожарной безопасности.

Резервуары накопители

Подбор помещения

Чтобы начать переработку моторных масел, будет достаточно помещения площадью не менее 200 кв. метров. Разумный вариант – здание, которое до этого использовалось в промышленных целях. На аренду первоначально потребуется потратить не менее 100 000 рублей. Дополнительно учтите, что многие собственники требуют внесения депозита сразу за несколько месяцев вперёд.

Использовать постройки хозяйственного назначения под цех для переработки не рекомендуют. Это связано с особенностями организации производственного процесса и требованиями пожарной и трудовой безопасности.

Необходимый минимум оборудования

Чтобы начать работу, вам потребуется установка по быстрой переработке отработанного масла. Популярностью среди мелких бизнесменов пользуются мини оборудование, поскольку оно не занимает много места и при этом имеет хорошие показатели производительности.

Примерный список установок, которые понадобятся вам для открытия, может включать следующие названия:

  • Мини «Потрам-Крекинг» — 250 000 рублей;
  • Мини «Потрам-Электро» — 200 000 рублей;
  • Мини «Потрам-Октан» — 250 000 рублей.
При составлении калькуляции нужно учесть и расходы на электроэнергию, которые для указанных 3-х установок составляют от 20 до 50 кВт. Также вам требуется купить ёмкости для хранения сырья и разных фракций.

Сотрудник на заводе

Персонал и его зарплата

Бизнесмены утверждают, что для обслуживания мини-установки и обработки готового дизельного топлива сначала потребуется не более трех сотрудников. Это позволит сократить расходы на заработную плату, размер которой будет зависеть от региона, где расположена компания. В среднем, на эту статью по детям выделить не более 15-20% общего дохода.

Каналы поступления сырья

Найти отработанное машинное масло просто. Оно есть у каждого водителя, который готов сдать ненужные отходы за небольшое вознаграждение. Чтобы найти большой источник поступления сырья, договоритесь с автохозяйствами или другими транспортными компаниями. Так удастся делать сразу оптовые закупки и быстро решать вопрос с поиском отработанного сырья.

Каналы сбыта продукции

Найти покупателей на готовое дизтопливо просто. Нужно доказать, что вы производите высококачественный товар. После этого достаточно заключить договоры с автохозяйства и, частными автобусными парками и другими крупными потребителями дизельного топлива. В начале работы с такими покупателями убедитесь в том, что реально может обеспечить их нужным объемом продукции. Начиная производство, проще договориться с конкретными водителями, которые будут покупать топливо в небольшом количестве.

Трубопровод

Общие затраты и расчет прибыли

Люди, уже начавшие бизнес по переработке отработанного масла, утверждают, что его срок окупаемости составляет от 12 до 13 месяцев. Для небольшой компании это достаточно хороший показатель, который позволит быстро выйти в плюс. Примерная калькуляция затрат и возможная прибыль, которую может получить основатель компании, представлена в таблице ниже.

Начальные инвестиции 1 100 000 руб.
Необходимые площади 200 м²
Кол-во сотрудников 3
Чистая прибыль в месяц 100 000 руб.
Срок окупаемости 13 мес.
Выручка в месяц на конец 1-го года 300 000 руб.
Все про отходы и экологию
Добавить комментарий