Основной вред пластика для окружающей среды — долгий срок разложения, в ходе которого наносится непоправимый урон окружающей среды. Поэтому производители предлагают ряд способов переработки опасного материала. Один из вариантов — использование для создания нового дорожного покрытия.
Эксперты в области экологической безопасности и строительства отмечают:
- Планета в настоящей момент имеет порядка 40 миллионов километров дорожных покрытий.
- Расширение автомобильных дорог ежегодно требует порядка 1.6 трлн. тонн асфальта.
Сам асфальт состоит из битума, процентное содержание которого порой доходит до 60%. Хотя эксперты ранее предпринимали попытки снизить нагрузку на окружающую среду за счет сокращения процентной доли битума в асфальте, это нельзя назвать полным решением проблемы загрязнения окружающей среды.
Замена битума переработанным пластиком позволяет улучшить как потребительские свойства существующих дорог, так и улучшить состояние окружающей среды.
Немного истории
Впервые применение переработанного пластика в качестве материала для строительства автомобильных дорог запатентовала индийская компания KK Plastic Waste Managment Ltd. По состоянию на 2020 год один только завод в Бангалоре, принадлежащий той же организации ежедневно перерабатывает порядка 3- метрических тонн пластика и пластмасс. Однако, технология постоянно улучшается, что позволяет в перспективе запускать новые производственные мощности.
Среди достигнутых результатов:
- Замена 8% битума переработанными пластмассами и пластиком. При этом, используется даже бытовой мусор вроде пластиковых стаканчиков и бутылок. Показатель небольшой, но ученые обещают увеличить количество заменяемого битума.
- Увеличение срока службы дороги в 2 раза. Следовательно, в дальнейшем потребуется тратить в 2 раза меньше битума на расширение и ремонт существующей сети автомобильных дорог.
В настоящий момент идея использовать переработанный пластиковый мусор перешла в Канаду, Европу, Соединенные Штаты, Россию.
Ситуация в России
На отечественной земле применением инновационных дорог занимаются многие организации, среди которых ОАО «Роснано» или «СИБУР Холдинг». Предполагается использовать технологию для создания дорог в Сибири, Татарстане, других регионах России.
К сожалению, проект остался временно замороженным из-за необходимости вносить изменения в технические регламенты, СНиПы, ГОСТы.
Впрочем, технология создания таких дорог известна, состоит из ряда этапов:
- Сбор, сортировка отходов из пластика.
- Измельчение мусора.
- Плавка пластика с последующим добавлением оного в битум.
- Нагрев полученного материала с последующей отправкой на заполнитель. Температура выдерживается на уровне 160 градусов.
- Добавление полученного материала в битум.
Дальнейшая укладка делается традиционным способом.
Ограничения технологии
Ряд экспертов предполагает, что затраты на дополнительную переработку не в полной мере окупают себя. Прежде всего, лукавят те, кто говорит о замене битума пластиком. Речь идет лишь о небольшом изменении процентного содержания битума. Следовательно, он все равно будет использоваться, а учитывая возрастающие потребности к расширению сети автодорог, то и потребление битума будет возрастать.
Реальным выходом послужил бы постепенный отказ от личного автомобиля в пользу общественного транспорта. Это бы сократило количество вредных выбросов в атмосферу, увеличило бы эксплуатационный срок дорог.
К сожалению, на это современные государства пойти не могут в связи с экономическими интересами автомобильных производителей и продавцов нефтепродуктов.