В условиях современности, когда человек оказывает на окружающую среду явное негативное влияние, важно объяснить подрастающему поколению, что о планете нужно заботиться. Для этого в дошкольных и школьных учреждениях, вузах проводятся тематические лекции, вводятся дополнительные предметы, посвященные проблемам экологии.
Понятие экологического воспитания
Под этим понятием понимают комплекс педагогических мер, направленных на «зарождение» у малышей и взрослых сознательного отношения к природе.
Это делает направление важным для формирования личности. Внимательно относящийся к окружающей среде человек будет аккуратен по отношению к находящимся рядом людям.
Воздействуя на ребенка, педагоги и члены семьи должны сформировать зрелую личность, которая сознательно не будет наносить вред окружающему миру. Нежелание вредить природе, а не страх наказания должны мотивировать ребенка. Став взрослым, он будет поддерживать правильную модель поведения, не допустит отношения потребления к другим живым существам.
Его значение и цели
После осознания миром проблемы глобального загрязнения окружающей среды, переоценить значимость экологической культуры стало сложно.
Поэтому основная цель экологического воспитания – объяснить детям, что окружающий мир нужно беречь, научить их способам рационального пользования природными ресурсами.Чтобы воплотить эту идею в жизнь, педагогу необходимо:
- познакомить с экологическими проблемами современности;
- объяснить, что каждый человек влияет на мир;
- научить сознательно относится к природе;
- рассказать о конкретных методах сохранения экологии, которые может использовать любой человек.

Практические занятия со школьниками – оценка состояния воды
Поскольку дети уже живут в непростой экологической обстановке, их можно активно привлекать к практической деятельности.
Возраст, с которого можно начинать воспитывать ребенка
Федеральный стандарт образования предполагает, что знакомить детей с основами экологической культуры можно уже в дошкольном возрасте. Систематические занятия предполагаются для воспитанников детских садов. В ходе этих уроков дети знакомятся с основными представлениями о природе. Также учатся бережно относиться к окружающему миру и впервые узнают о глобальных проблемах современности (о наличии в океане мусорных свалок).

В рамках волонтерского проекта с детьми высаживаются растения
На новом уровне предмет начинает преподаваться в школе. Экологическое воспитание подросших детей может включать простые формы деятельности и самостоятельную работу: написание докладов, составление проектов. Школьники занимаются волонтерством и участвуют в практических занятиях.
Средства воздействия на ребенка
Как и другие формы педагогической работы, экологическое воспитание занимает определенное время и требует от учителя или воспитателя тщательного планирования. В ходе взаимодействия с группой педагог может использовать несколько общепринятых форм воздействия на аудиторию:
- Убеждение. Важно донести до каждого ребенка, что вредить природе нельзя, подтвердив свое утверждение наглядными примерами.
- Внушение. Это психологическое воздействие на аудиторию, позволяющее создать у детей нужные убеждения. Оно может производиться с использованием иллюстративного материала (фото животных, пострадавших в результате разлива нефти), который наглядно демонстрирует, к чему приводит потребительское отношение к природе.
- Приучение. Такая форма воздействия напрямую связана с организацией практической деятельности.
- Поощрение. Этот способ можно применять в момент проведения разнообразных конкурсов или коллективных игр.
Отдельно стоит упомянуть воздействие на детей собственным примером, которой должно присутствовать в каждой семье. Подражая правильным действиям родителей, малыш быстрее научиться сохранять природу и бережно к ней относиться.
Формы и методы работы с детьми
Охрана природы – это процесс, в который вовлечен каждый человек. Поэтому с самого начала стоит уделять внимание не только традиционным лекциям и беседам, но и интерактивной деятельности. Чем более ребята будут вовлечены в работу, чем интереснее им будет на занятиях, тем больший вывод они сделают по результатам уроков.

Учитель и ученики с моделью экологического дома изучают альтернативную энергетику
Работать с детьми на уроках, посвященных экологическому воспитанию, можно с использованием нескольких методов:
- Словесные. Такие способы хороши тем, что их применяют при работе с детьми любого возраста. Школьники уже понимают простые термины и оперируют более сложными понятиями.
- Наглядные. Несмотря на то, что такие методы считаются подходящими для детей 2-10 лет, ими пользуются и в старшей школе. Изменяется только подход к подбору иллюстраций: они становятся более сложными, начинают демонстрировать диаграммы, графики и другие абстрактные схемы.
- Практические. Здесь дошкольникам и школьникам предстоит работать уже самостоятельно.
Отдельно стоит упомянуть проектный метод, который сейчас активно применяется в российских школах. Ученикам младших классов обычно предлагается просто подобрать теоретический материал на тему рационального пользования природными ресурсами и красиво его оформить. Подростки могут формулировать уже собственные мнения и идеи по поводу того, как стоит беречь окружающую среду.
Дошкольного возраста
В ФГОС для дошкольных учреждений экологическое воспитание было внесено относительно недавно. Хотя ранее, в ходе занятий по знакомству с окружающим миром, беседы на данную тему с малышами все равно проводились. Новый стандарт предполагает более углубленное изучение проблемы и позволяет использовать интерактивные формы работы:
- Лекции воспитателя. Во время такого урока педагог обсуждает с детьми определенную тему («Почему нельзя разорять птичьи гнезда»). Параллельно используют наглядные пособия: иллюстрации, отрывки из литературных произведений.
- Практические уроки. Они могут быть продолжением лекции или иметь собственную отдельную тему. Во время практики малышей учат полезным навыкам (как сортировать мусор) или предлагают сделать что-то важное для обитателей природы. Многие школьники делают скворечник, подготавливают корм для птиц.
- Занятия с использованием проектора. Использование мультимедиа-технологий помогает показывать детям презентации, тематические фильмы или мультфильмы. При том важно, что дошкольники лучше воспринимают информацию визуально, поэтому для них наличие иллюстраций и поясняющих картинок облегчает усвоение информации.
- Творческие работы. Даются группе как в ходе конкурсов (на лучший экологический плакат), так и как часть тематического плана. Такие задания помогают проявить творческий потенциал ребенка и позволит ему выразить собственное отношение к проблемам экологии.
В теплое время года малышей выводят на тематические прогулки. Такие «походы» призваны познакомить детей с многообразием природных явлений и дать им больше информации об окружающем мире. Воспитатели рассказывают подопечным о видах, оказавшихся на грани вымирания и поясняют, что природу нужно беречь.
Школьного возраста
Экологическое воспитание не преподается в школах в качестве отдельного предмета. Развивать бережное отношение ребенка к окружающему миру приходится классному руководителю или преподавателям таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Биология» или «Обществознание». В некоторых школах имеются кружки по экологии, где проблемами влияния человека на планету занимаются более серьезно.
Среди форм работы с детьми 7-16 лет выделяются:
- Групповая работа в классе. Организуется после прослушивания рассказа учителя на определенную тему. Дети могут отвечать на вопросы по содержанию материала, составлять таблицы и графики и выполнять прочие задания, данные педагогом.
- Самостоятельное исследование. Обычно это написание докладов на экологические темы. В старшем возрасте школьникам могут предложить подготовку презентации о проблемах окружающей среды, демонстрация которой будет происходить перед всем классом.
- Тематические игры. Такие занятия позволяют заинтересовать ребят в актуальных проблемах современности и проверить уровень знаний по предмету.
- Практические занятия. Этот вариант работы имеет много вариантов. Класс может отправиться на тематическую экскурсию или пойти в поход. Подростков часто привлекают к волонтерской деятельности. Нравятся ученикам разнообразные опыты, которые на практике показывают, как человек уничтожает и загрязняет природу.
- Проектная деятельность. Ученикам старших классов, у которых накопилось достаточно знаний о негативном влиянии человека на планету, часто предлагают самостоятельно сделать проекты. Такая работа должна содержать конкретное предложение: как сделать город или район чище, избежать загрязнения рек и научить других беречь природу.

Детям рассказывают о солнечных панелях
Недавно в России начали проводиться Олимпиады по экологии среди школьников. В них принимают участие наиболее талантливые дети, которые разрабатывают собственные проекты по защите окружающей среды.
Экологическое воспитание на своем примере (правильные семейные ценности в разрезе экологии)
Государственные учреждения занимаются просвещением дошкольников и учеников, рассказывая им о важности сохранения природы, но бережное отношение к окружающему миру начинается с семьи. Пример родителей дети перенимают в качестве модели поведения: если мать не бросает мусор мимо урны, ребенок тоже нарочно этого не сделает. Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за собой и уделять внимание вопросам охраны окружающей среды.
Формировать правильное экологическое поведение можно и дома. Среди таких способов:
- беседы и изучение профильной литературы;
- знакомство с богатством окружающего мира на экскурсиях, походах;
- просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
- совместная волонтерская работа.
Экологическое воспитание взрослых
Поскольку вопросом экологической культуры в России начали заниматься недавно, многие взрослые люди мало знакомы с основными правилами и понятиями рационального пользования ресурсами природы. Поэтому внимание уделяется просвещению трудоспособного населения страны. В организациях регулярно проводятся субботники, задача которых – очищать от мусора не только территорию предприятий, но и разные части города. Некоторые компании устанавливают специальные баки для сортировки мусора, приучая сотрудников отдавать на переработку то, что может быть ей подвергнуто.
Отдельное место в трансляции знаний об экологии населению из взрослой категории принадлежит СМИ. Поскольку многие не понимают реальных масштабов проблемы, нужно донести до читателей газет и зрителей ТВ информацию об экологической обстановке. Рассказать о том, как сильно страдает планета под воздействием человека. Центральные каналы начинают выпускать программы, посвященные проблемам экологии, делать тематические подборки новостей на эту тему. В социальных сетях создаются группы и каналы, рассказывающие в доступной форме о загрязнении окружающей среды и объясняющие людям, как заботиться о природе самостоятельно.
Отдельная форма работы со взрослыми – это экологическое волонтерство. Оно включает уборки на территории города и участие в других популярных программах. Во многих частях России организуются пункты по сбору пластика (наиболее известно в этом плане движение «Добрые крышечки») или использованных батареек.