Для правильной идентификации способов обращения с товарами или упаковкой применяется маркировка. Наносимые на поверхность экологические знаки указывают, как правильно утилизировать продукцию, возможна ли переработка, насколько она опасна для окружающей среды. Кроме этого, экологическая маркировка отражает происхождение товара, показывая, что он произведен с применением мер по защите экологии. Внедрение большинства видов маркировки происходит по инициативе независимых организаций, которые проводят анализ продукции и ее сертификацию.

Знаки вторичной переработки и утилизации

Отсутствие общих принципов по регулированию сферы сертификации стало причиной присутствия множества систем маркировки, основанных на нескольких общих факторах:

  • географическом: кроме мировых, в странах действуют локальные центры сертификации;
  • отраслевом: некоторые органы сертификации могут специализироваться на отдельных отраслях промышленности;
  • операционном: маркировка может относиться только к одному из этапов цепочки существования товара (производству, эксплуатации, утилизации).

Выбор критериев, по которым осуществляется сертификация, определяется конкретным сертификационным центром.

Схожие маркировки в разных странах не говорят от схожести требований к оцениваемому продукту.
Наиболее распространены коды, разработанные Европейской комиссией. Это один из видов маркировки, который наносится на продукцию и применяется при сортировке товаров для определения дальнейших действий по утилизации.

Такие коды состоят из 3 элементов:

  • треугольник, состоящий из 3 стрелок – содержится в каждом коде;
  • цифровое обозначение материала внутри треугольника;
  • буквенное обозначение материала под треугольником.

Материалы

Всего выделено 6 групп:

ГруппаЦифровые обозначенияБуквенные обозначенияПримеры
Пластик01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 09PET, PE-HD, PVC, PE-LD, PP, PS, O, ABSБутылки, пакты, ведра, игрушки
Макулатура20, 21, 22, 23PAPКоробки, упаковки, журналы, газеты
Металлы40, 41FE, ALUБанки из стали или алюминия
Органика50, 51, 60, 61FOR, TEXВата, джут, пробковое дерево
Стекло70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79GL, GLSВсе стеклянные товары
Композиты80, 81, 8, 83, 84, 85, 87, 90, 91, 92, 95, 96, 97, 98PapPet, C/PAP, C/GLТетраПаки, упаковки фастфудов, тубусы
Немного отличается маркировка для батарей и аккумуляторов, состоящая из:
  • треугольника, состоящего из 3 незакрашенных стрелок;
  • квадратного контура с закругленными углами вокруг треугольника;
  • буквенного обозначения материала (Pb, Ni-Cd, Ni-MH, Li-ion).

Знаки этичной продукции

Маркировка этичной продукции применяется для идентификации товаров, при производстве которых соблюдены нормы обращения в отношении животных. К нормам относятся:

  • недопустимость опытов над животными для тестирования товаров;
  • отсутствие животных компонентов в составе.

Впервые нормы были учтены в британском стандарте по косметической продукции.

В 2000-х нормы распространились и среди других сертификационных центров мира в парфюмерно-косметической отрасли. Согласно ним, недопустимо тестирование на животных на любом из этапов: разработке (в т.ч. компонентов), производстве, эксплуатации.
В некоторых странах подобные виды тестирования обязательны для получения разрешения на продажу (например, бытовая химия в России в случае розничной продажи). В таких случаях сертификационные центры занимают жесткую позицию и не выдают сертификат.

Животные знаки

Как и в остальных случаях присвоения сертификата, знаки этичной продукции от разных центров выдаются на основании разных критериев:

ЗнакСтранаДопустимость тестирования на животныхДопустимость использования животных компонентов
Vegan SocietyВеликобританияНедопустимоНедопустимо
PETAСШАНедопустимоДопустимо при включении в маркировку отметки об этом
Cruelty Free InternationalВеликобританияНедопустимоДопустимо
Choose Cruelty FreeАвстралияНедопустимоНедопустимо использовать убойных животных, остальных – допустимо
IHTNГерманияНедопустимоНедопустимо использовать убойных животных, остальных – допустимо
BDIHГерманияНедопустимоНедопустимо использовать убойных животных, остальных – допустимо
EcocertФранцияНедопустимоНедопустимо
CosmobioФранцияНедопустимоНедопустимо
Eco ControlГерманияНедопустимоНедопустимо
NPAСШАНедопустимоНедопустимо
Vegetarian SocietyВеликобританияНедопустимоНедопустимо использовать убойных животных, остальных – допустимо
К настоящему моменту сложилась ситуация, при которой ведущие сертификационные центры не выдают экологический знак, если при производстве осуществлялось тестирование на животных. Это правило относится к изготовителю и к поставщикам сырья для производства.

Знаки ограничения содержания вредных веществ

Для многокомпонентных товаров, содержащих опасные вещества в составе, разработана отдельная маркировка. Она необходима для отображения допустимых условий эксплуатации, утилизации, отражения содержания вредных веществ в составе. Такая маркировка распространена в Европе и Китае, где экологический знак присваивается на основании схожих критериев.

Подобной маркировке подвергаются товары, содержащие опасные соединения:

  • свинца;
  • кадмия;
  • ртути;
  • шестивалентного хрома;
  • полибромистого бифенила.

Эти вещества применяют при производстве электронной техники, электрических товаров, инструментов, игрушек, спортивных товаров, светового оборудования. По законодательству ЕС (директива RoHs) производители обязаны принимать меры по безопасной утилизации таких товаров. При соответствии нормам в Европе продукция, содержащая вредные вещества, маркируется обозначением «CE».

Признак утилизации

Для обозначения содержания вредных веществ применяются цветовые символы:

  • зеленый – отсутствие или безопасная доля содержания;
  • черный – безопасная доля в пределах периода эксплуатации, утилизация с бытовым мусором недопустима.

Знаки на продукции, которая может нанести вред окружающей среде

Некоторые товары при нарушении условий эксплуатации и при попадании в окружающую среду представляют опасность для человека или экологии. Опасность вызвана свойствами товаров: токсичностью, воспламеняемостью, ядовитостью.

Опасные факторы отображаются в виде пиктограмм ярких цветов (желтый, оранжевый, красный), на которых показаны факторы воздействия (огонь, взрыв, яд и т.д.).
Для работы с такими товарами необходимо соблюдений правил безопасности, которые тоже отображается с помощью маркировки. Обычно такие знаки показывают предметы экипировки, которые необходимы для безопасного обращения с веществами.

Предупреждающие знаки

В мире распространены знаки опасности на продукции, определенные директивой ЕС и другими стандартами:

ЗнакОписание
Токсическая опасностьВнутри токсичные вещества, нарушение упаковки недопустимо
Опасное вещество для окружающей средыВнутри опасные вещества, нарушение упаковки недопустимо
Опасность для моряПрименяется в морских перевозках, если груз опасен для экологии
Не замораживатьХимические продукты, недопустимо замораживать
Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизацииТовары с такой маркировкой необходимо утилизировать отдельно от твердых бытовых отходов
Взрывоопасно!Самая распространенная сфера применения – пиротехническая
Сильный окислительВещества, которые при взаимодействии с горючими повышают воспламеняемость
Едкое веществоТовары, в состав которых входят сильные кислоты и щелочи. Вызывают раздражение у живых существ, коррозию металлов.
Вредно для здоровьяИспользуется для бытовой химии: растворителей, чистящих и красящих средств. Продукты способны вызвать раздражение при попадании в организм.
ЛегковоспламеняемоеГорючие и легковоспламеняющиеся вещества (бензин, спирт, газ), используемые в аэрозолях, растворителях, топливе.
В качестве мер защиты применяется разная экипировка, отображенная на упаковке товара: очки, противогаз, перчатки, одежда, щит, обувь. Пиктограммы обычно изображаются в виде синего треугольника с закругленными углами, внутри которого показано изображение предмета защиты.

Организации, контролирующие экомаркировку

Деятельность по экологической сертификации осуществляется независимыми организациями или государственными органами, которые присваивают тот или иной знак. Они контролируют размещение знаков на упаковках товаров, формируют списки товаров или компаний, прошедших сертификацию. Для обеспечения равных условий оценивания деятельность компаний основана на ряде принципов:

  • открытый доступ к информации: списки сертифицированных товаров или компаний публикуются на сайте организации, которая выдала сертификат;
  • прозрачные требования по прохождению оценивания: на сайте указываются критерии, которым должен соответствовать товар для получения сертификата;
  • независимость органа по сертификации: выдачей сертификатов занимаются некоммерческие предприятия, направляющие прибыль исключительно на покрытие расходов собственной деятельности.

Компания работает

Органы по сертификации могут объединяться в союзы и ассоциации для координации деятельности по размещению маркировки. Одна из таких ассоциаций – Всемирная ассоциация экомаркировки (GEN). Она действует с середины 90-х, а основные задачи, относящиеся к экологической маркировке:

  • распространение;
  • продвижение;
  • развитие.
В случае обнаружения неправомерного использования символов на товарах, органы по сертификации занимаются досудебным и судебным разбирательством с производителем.
Это необходимо для предотвращения получения преимущества компаниями, которые не прошли сертификацию. Информация передается в органы потребителями или получается самостоятельно в результате аудита торговых точек.

Подтверждение маркировки товаров

Деятельность по экомаркировке между государствами согласована плохо, поэтому в каждой стране приняты собственные стандарты для выдачи знака. Некоторые успешные локальные примеры внедрения стандартов распространились в мире или послужили основной для стандартов в других регионах. Это связано с глобализацией бизнеса, при которой вместе с товарами распространяются и локальные стандарты производства.

Международной организацией по сертификации (ISO) разрабатывается ряд стандартов в разных сферах экономики, которые распространяются по миру (в России – серия ГОСТ Р ИСО 14000). Одна из серий выпущенных стандартов связана с экологией – ISO 14000.
Стандарты описывают требования, которые предъявляются к организациям для ведения деятельности с учетом защиты окружающей среды:
  • экологический менеджмент (14001, 14004, 14015, 14062, 14063);
  • экологическая маркировка (14020);
  • управление окружающей средой (14031, 14040, 14050, 14064).

ISO 14001

В российском стандарте ГОСТ Р ИСО 14020-2011 описано 9 принципов разработки экомаркировок, на основании которых организация сможет донести до потребителя полную и достоверную информацию об экологическом влиянии товара.

Сертификация на соответствие стандартам серий ISO – добровольная инициатива компаний.

При прохождении сертификации на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 14020-2011 присваивается экомаркировка – «Листок жизни». Требования российского стандарта согласованы с международной версией, поэтому маркировка «Листком жизни» признается в мире. Сертификацию и присвоение значка в России проводит независимая организация «Экологический союз».

В России часть продукции подлежит обязательной государственной санитарно-гигиенической сертификации, которая более распространена, чем экологическая. Требования к продукции закреплены в стандарте ГОСТ 15467-79. Низкая согласованность российских стандартов с международными – причина низкого распространения экомаркировки в стране.

Экологическая маркировка, получившая наибольшее признание в мире:

  • лейблы, выпускаемые Шведским обществом охраны природы (SSNC);
  • «Северный лебедь» (скандинавские страны);
  • «Голубой ангел» (Германия);
  • «Цветок ЕС» (Евросоюз);
  • «Экологический выбор» (Канада);
  • «Зеленая печать» (США).

Совместная работа

Экологическая псевдомаркировка продукции

Экомаркировка используется компаниями для того, чтобы показать потребителям ответственное отношение к окружающей среде. За счет этого компании получают лояльных клиентов, готовых внести вклад в защиту экологии и выбирать товары, отмеченные специальным знаком. Проконтролировать добросовестность производителей можно у сертификационного органа на сайте, где представлена информация о компании и товаре, на которые распространяется действие значка.

Компании могут умышленно или неумышленно размещать на своих товарах экомаркировку без сертификата. Неумышленное размещение происходит, когда компания прошла сертификацию по одному виду товара, а значки размещает на всех. Чаще всего сертификационные органы выдают значок только для одного вида продукции, а не для всего выпускаемого ассортимента – это необходимо уточнить на сайте органа. Кроме того, может устанавливаться срок действия сертификата, что означает необходимость прохождения повторного оценивания в установленный период.

Некоторые компании для получения преимущества намеренно размещают на своих товарах знаки, которые внешне напоминают экомаркировку. Обычно используется изображение листка или капли воды, буквенное обозначение «эко». Это делается для введения потребителей в заблуждение, что продукция произведена с учетом экологических норм. В случае сомнений необходимо проверить информацию о таких знаках в открытых источниках: у экологических организаций, на сайте органа, присвоившего знак, если он указан на этикетке.

Экознаки

Правила выбора товара

При выборе товаров необходимо обращаться внимание на несколько деталей:

  • состав;
  • маркировку.
Указание полного состава товаров – обязательное требование к товарам, поэтому на этот признак необходимо обращать внимание в первую очередь. На основании данных о составе можно сделать вывод об опасности, токсичности, ином вреде для экологии и организма.

Маркировка – добровольная отметка, которую ставят производители после прохождения сертификации. Если значение экомаркировки известно покупателю, то знаки на упаковке или товаре – помощь в выборе и гарантия соответствия экологическим стандартам. Условие действует, если маркировка поставлена легально на основании прохождения сертификации. Отсутствие знака на упаковке не всегда означает отсутствие сертификата на товар.

Шокированный покупатель

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 5 / 5. Голосов: 2

Стань первым! Голосов еще нет.

Нам очень жаль, что статья вам не понравилась!

Помогите нам улучшить контент!

Подскажите, пожалуйста, как мы можем ее улучшить?