Автомобильные аккумуляторы и батареи для бытовых устройств состоят из множества элементов, которые при попадании в окружающую среду наносят ей вред. Выбрасывать аккумуляторы вместе с бытовым мусором недопустимо из-за процессов разложения, испарения и заражения окружающей среды при таком методе. Утилизация аккумуляторов в специализированных организациях необходима, чтобы предотвратить попадание вредных веществ в почву, воду и воздух.

Опасность отработанных аккумуляторов для окружающей среды

У каждого из элементов аккумулятора разный срок разложения и степень опасности для окружающей среды. На основании процентного содержания основного вещества выделяются основные типы аккумуляторов:

  • литиевые и ионные;
  • свинцовые.

После истечения срока эксплуатации аккумуляторы сдаются на переработку и утилизацию, в ходе чего устройство расщепляется на составляющие. В состав аккумуляторных батарей входит ряд элементов:

  • металлы;
  • графит;
  • электролиты.
Окислившиеся контакты

Окислившиеся контакты на АКБ

Опасность связана с возможностью возгорания, испарения или разложения, что отравляет воду, почву, воздух. Отравленные частицы могут попасть к человеку, приведя ко многим заболеваниям.

Правила хранения устройств до сдачи

Отсутствие государственной программы по сбору отработавших источников питания и отсутствие повсеместного распространения пунктов приема аккумуляторов вынуждает население хранить отработавшие батареи до момента сдачи в утилизацию. Хранение осуществляется на основании некоторых правил:

  • изолированность от остальных видов отходов;
  • исключение механического, теплового и иного воздействия;
  • размещение в проветриваемом помещении;
  • использование закрытой тары.

Места для сдачи старых устройств

Пункты приема старых батарей необходимо искать локально в населенных пунктах, единой базы не существует. При их отсутствии выбрасывать аккумуляторы совместно с бытовым мусором нельзя. Обычно прием осуществляют следующие организации:

  • продавцы соответствующих устройств;
  • пункты приема металлолома;
  • экологические организации.
Помочь с поиском места приема могут местные органы Росприроднадзора, которые отвечают за выдачу лицензии на обработку подобных отходов.

Аккумуляторы для телефонов и других устройств

Наибольшее распространение в качестве источника питания для портативных устройств получили литий-ионные батареи. Утилизация устройств, работающих на этих батареях, возможна в тех же пунктах приема, что и автомобильных аккумуляторов. Пункты приема отработанных батарей распространены в магазинах электроники:

Автомобильные АКБ

Наиболее безопасный для окружающей среды способ сдать автомобильные аккумуляторы – обратиться в специализированную организацию, обладающую лицензией. К сожалению, другие предприятия, занимающиеся скупкой старых батарей, зачастую производят утилизацию с нарушением норм по защите окружающей среды. Складирование аккумуляторовОрганизации осуществляют выплаты за полученные старые автомобильные аккумуляторы, а итоговая сумма зависит от нескольких характеристик:

  • емкость;
  • вес;
  • состояние.
Выплата за один аккумулятор может составлять в среднем 100-300 рублей.

Технология утилизации аккумуляторов

Мероприятия по утилизации и переработки отработавших аккумуляторов и батарей включают следующие этапы:

  • слив электролита;
  • дробление изделия;
  • разделение на составляющие путем фильтрации;
  • обработка элементов.
В разных странах мира методы утилизации отличаются и включают способы от отделения оболочки и переплавки всех элементов до полного разделения на составляющие.

Литий-ионных

Литий-ионные батареи наименее подходят для переработки из-за несовершенства методов утилизации, что позволяет вторично использовать только пятую часть поступающего на данный этап сырья. Основная работа по утилизации состоит в разделении катодов и анодов в батарее, при котором удаляется до 70% всего покрытия. Оставшаяся часть передается на переплавку.Литий-ионная батарея

Свинцово-кислотных

В производстве автомобильных аккумуляторов наиболее широко представлены свинцовые соединения, составляющие более половины входящих элементов. Для утилизации такие аккумуляторы подвергаются разделению на элементы, которые затем переплавляются. При отсутствии оборудования для расщепления осуществляется переплавка без разделения на элементы.

Никель-кадмиевых

Самый современный вид батарей – никель-кадмиевый.
Такие аккумуляторы имеют больший срок службы, но для них до сих пор не разработана технология утилизации, несмотря на токсичность отходов при попадании в окружающую среду. В мире до момента появления оптимального способа переработки принято решение собирать никель-кадмиевые аккумуляторы на хранение в специальных изоляторах, предотвращающих опасные контакты с окружающей средой.

Электролита из аккумуляторов

Некоторые самостоятельно сливают электролит из старых аккумуляторов. Это необходимо делать на цельном поддоне, чтобы исключить попадание жидкости на пол или другую поверхность. При проливе место посыпается опилками, которые затем удаляются, а освободившаяся площадь обрабатывается известью, содой и водой. Слитая жидкость должна быть химически нейтрализована для сохранения возможности безопасного слива в сток. Другой способ – преобразование в серную кислоту путем ряда реакций. Оба метода могут выполнить только специализированные организации.

Самостоятельная утилизация электролитной жидкости приводит к загрязнению окружающей среды из-за отсутствия требуемых навыков и оборудования для выполнения операции.
Самостоятельная заправка аккумулятора

Заводы по переработке в России

В России лишь один завод занимается полноценной переработкой аккумуляторов и батареек – «Мегаполисресурс» в Челябинске, где до 80% поступающих материалов подвергаются переработке.
Остальные организации занимаются исключительно сбором и передачей на последующую утилизацию.

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 5 / 5. Голосов: 1

Стань первым! Голосов еще нет.