Предприятия компенсируют вред, наносимый экологии, основываясь на проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – расшифровка аббревиатуры ПНООЛР. Это документ, суммирующий данные типов отходов, образующихся во время деятельности организации. При расчетах используется масса накапливаемого мусора на единицу территории в течение года. На основании полученных данных и с учетом опасности конкретных видов отходов рассчитывается сумма к оплате.
Изменения в законе 2019 года
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие ПНООЛР:
- федеральные законы № 7-ФЗ, 89-ФЗ, 219-ФЗ;
- приказы Минприроды № 50, 349;
- постановление Правительства РФ № 1029;
- письмо Росприроднадзора N АА-10-02-32/12525 (разъяснение к 219-ФЗ).
Порядок предоставления данных и утверждения ПНООЛР у первых двух категорий различается. Для I категории утверждение проводится в рамках получения комплексного экологического разрешения. Для менее опасной, II категории, – в рамках подачи декларации негативного воздействия на окружающую среду.
Организации, которым необходим ПНООЛР
Основной критерий, определяющий необходимость разработки ПНООЛР, – принадлежность организации к определенной категории опасности. На это влияет объем вырабатываемых отходов, опасность мусора, с которым работает предприятие. Работа включает все этапы от момента образования отходов до их сбора, транспортировки и утилизации.
Отнесение предприятия к определенной категории опасности происходит на основании постановления Правительства РФ № 1029 на основании критериев, относящихся к негативному влиянию на экологию:
Категория | Степень воздействия на окружающую среду | Разработка ПНООЛР |
---|---|---|
I | Негативное | В составе КЭР |
II | Умеренное | В составе декларации НВОС |
III | Незначительное | Не разрабатывается, только уведомление об отходах |
IV | Минимальное | Не разрабатывается |
Варианты разработки проекта
Обязательное условие для ведения деятельности предприятия – разработка проекта ПНООЛР. Для этого необходимо подготовить комплект документов, провести анализ источников негативного воздействия, рассчитать нормативы, объединить полученные данные в одном проекте. Способы получить готовый проект ПНООЛР:
- обратиться в специализированную организацию напрямую;
- разместить заявку на тендерной площадке;
- разработать самостоятельно.
Обращение в специализированные организации
Разработка ПНООЛР сторонней организацией позволит решить ряд вопросов, относящихся не только к самому проекту, но и к деятельности предприятия с отходами. Специализированные компании обладают необходимым опытом, чтобы оценить работу предприятия и дать рекомендации по улучшению деятельности. Сторонняя организация выполняет следующие шаги при разработке проекта:
- Анализ источников и документов предприятия.
- Оценка.
- Составление проекта.
Для анализа предприятие предоставляет оценивающей организации комплект документов: учредительные, земельные, природоохранные и санитарно-защитные.
Стоимость услуг по разработке также зависит от расположения, размеров предприятия, ограничений по срокам предоставления проекта в надзорные органы.Тендер на разработку проекта
Для выбора организации, которая составит проект ПНООЛР, предприятия организовывают тендеры на коммерческих площадках. Такая деятельность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется федеральным законом 223-ФЗ. Для размещения заявки предприятие проходит ряд этапов: от составления условий конкурса до выбора победителя. С победителем работа строится таким же образом, как и при прямом обращении в специализированные организации.
Самостоятельная разработка ПНООЛР
Для этого организация готовит пакет документов для проверяющих органов, самостоятельно проводит все замеры и вычисления. Разработка проекта состоит из следующих этапов:- Инвентаризация источников вредного воздействия.
- Замеры или расчет объема образуемых отходов по выбранной методике.
- Подготовка пакета документов.
- Формирование общего документа – непосредственно проекта.
- Согласование в Росприроднадзоре.
Порядок разработки проекта позволит обеспечить полноту содержащихся в нем сведений для прохождения согласования в надзорных органах. В случае наличия ошибок в ПНООЛР Росприроднадзор уведомляет предприятие об этом, предоставляя возможность их исправить. Основной ориентир по правильной разработке проекта – методические указания из приказа Минприроды № 349.
Содержание проекта
Полнота сведений ПНООЛР связана со структурой проекта, которая содержит следующие разделы:
Раздел | Содержание |
---|---|
Рабочие процессы предприятия | Описание и характеристика основной деятельности компании. Образование отходов от этого. |
Список отходов с описанием | Список формируется на основе ФККО и классов опасности |
Вычисление годовых значений | По выбранной методике рассчитывается годовой объем отходов |
Обращение с отходами | Описание операций по сбору, вывозу и утилизаци, включая привлечение внешних компаний |
Технологии уменьшения негативного воздействия | Описание применяемых технологий и устройств, направленных на понижение уровня образующихся отходов организации |
Мониторинг | Порядок осуществления контроля за экологической обстановкой |
Инновации | Возможные улучшения, связанные со снижением отрицательного влияния и уменьшения лимитов на размещение |
Инвентаризация источников отходов
Назначение ПНООЛР – определить уровень формирующихся в организации отходов. При выполнения этой задачи используются характеристики, относящиеся к источникам негативного воздействия:
- использование сырья;
- преодолеваемые транспортом расстояния;
- площадь предприятия;
- число задействованных людей (в том числе посетителей, покупателей);
- число точек размещения (персонала, посетителей и т.д.).
Необходимо учесть регулярные отходы, а также единичные (редкие) – те, которые образуются реже одного раза в течение года. Это связано со сроком действия утвержденного проекта и особенностями продления. Например, если спустя 3 года с момента утверждения на предприятии появятся отработавшие неучтенные аккумуляторы, то это будет нарушением.
Учитываются отходы основной деятельности компании, а также второстепенной: применение собственного транспорта, бытовой мусор сотрудников. Учет всех видов происходит на основании ФККО и класса опасности. Каждому отходу I-IV класса в проекте составляется паспорт, V класса – описание факта присутствия.
Методики вычисления нормативов образования отходов
Выбор зависит от направления деятельности организации, первоначальных сведений, условий проведения замеров и вычислений. Например, по фактическим значениям невозможно рассчитать массу образующихся отходов нового вида – для этого используются теоретические методы. В каждом методе используется набор стандартных значений, взятых из справочников. Источники справочной информации указываются в проекте.
При вычислениях применяется одна из пяти фактических или теоретических методик:
- по материально-сырьевому балансу;
- по удельным отраслевым нормативам;
- расчетно-аналитической;
- экспериментальной;
- по фактическим объемам.
Метод вычисления по материально-сырьевому балансу
Наиболее распространен среди способов вычисления по фактическим показателям – учет материально-сырьевого баланса. Для его применения соотносится поступление сырья с выходом готовой продукции и остатками. Специалист во время вычислений использует внутреннюю документацию предприятия, отражающую операции поступления и расхода сырья:
- карты;
- регламенты;
- акты списания.
Метод расчета по удельным отраслевым нормативам
Использовать удельные отраслевые нормы в вычислениях уровня образования отходов возможно только при доступе к справочной информации. Формула вычислений:
Порядок вычислений:
- Замер площади участка образования отходов.
- Определение вида отхода.
- Поиск удельной нормы в справочнике. Измеряется в л/м2 или кг/м2.
- Расчет для указанной площади.
- Перевод результата вычислений в требуемую величину (т/год или м3/год) – разделить результат вычислений на 1000.
- Повторить вычисления для оставшихся участков и остальных типов отходов.
- Просуммировать полученные значения.
Расчетно-аналитический метод
Аналогичная вычислениям по материально-сырьевому балансу методика – расчетно-аналитическая. Различие – рассчитываются не фактические показатели, а теоретические. Основания для расчетов– подробная документация рабочих процессов, где точно указаны значения поступающего и использующегося сырья.
Используется формула:
Экспериментальный метод
При изменяющихся значениях уровня негативного воздействия используется экспериментальный метод вычислений. Он состоит в измерении показателей при непрерывном производстве. Характерные отрасли для применения подобного способа вычислений: литейная, химическая, пищевая.
Метод расчета по фактическим объемам образования отходов
Учет показателей прошлой деятельности – основа для метода вычислений по фактическому объему. Для получения итогового значения используются фактические значения образования отходов за выбранный временной промежуток: как правило, берутся 3 года. Метод применим, если предприятие не изменяло технологические процессы и расходы сырья. В случае изменений специалист вносит корректировки на основании новых применяемых технологий.
Отдельный проект для филиалов
Организации с филиалами обязаны включать их в ПНООЛР или создавать для них отдельный. Причина в том, что сам проект подразумевает учет всех площадей предприятия в сфере образования отходов. Это означает, что территории филиалов должны быть учтены. Порядок учета зависит от расположения филиала относительно головной организации:
Взаимное расположение предприятия и филиалов | Использование ПНООЛР |
---|---|
В одном регионе | Возможно использование единого проекта или раздельного: отдельно для головной организации и каждого филиала |
В разных | В каждом регионе создается отдельный проект |
Согласование в Росприроднадзоре
Передача готового проекта в Роприроднадзор на согласование возможна двумя способами:
- в бумажной форме;
- в электронной.
Предприятия федерального уровня подают документы в федеральный орган, остальные – в местные по субъекту расположения. Для подачи документов на рассмотрение оплачивается пошлина 1600 руб. средствами заявителя. При положительном исходе заявителю передается Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Советы по разработке и утверждению проекта
При проведении расчетов норм рекомендуется использовать максимальные значения (или даже превышающие их). Это связано с тем, что в случае превышения норм на предприятие будет наложен штраф. Кроме того, необходимо проверять деятельность подрядчиков по обращению с мусором: наличие лицензий, легальность уничтожения отходов.
Срок разработки, согласования и действия ПНООЛР
При обращении к специализированным организациям срок разработки ПНООЛР составляет 10-30 рабочих дней. В органах Росприроднадзора период рассмотрения проекта – до 30 рабочих дней. После утверждения срок действия ПНООЛР – 5 лет.
Это делается с помощью подачи технического отчета, стоимость госпошлины – 350 рублей.Технический отчет для продления проекта
По истечении года с момента утверждения проекта и далее ежегодно в течение 10 дней в органы Росприроднадзора предоставляется техотчет – аналог ПНООЛР, но содержащий меньше информации. Документ содержит следующие разделы:
- информация об организация (главное – указать лица, отвечающие за обращение с отходами);
- данные о видах отходов;
- данные об образовании и обращении отходов.
Способы подачи техотчета такие же, как у ПНООЛР:
- в бумажной форме;
- в электронной.
Ответственность за деятельность без ПНООЛР
Ответственность за отсутствие ПНОЛР относится к административным правонарушениям в сфере защиты окружающей среды. По данному направлению в статье 8 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность:
Лицо | Штраф, тыс. руб. | Приостановка деятельности, дней |
---|---|---|
Физическое (должностное) | 10-30 | Нет |
Индивидуальные предприниматели | 30-50 | 90 |
Юридическое | 100-250 | 90 |