Обращение с отходами – основные законы и правила

Практически любая производственная деятельность и процессы потребления сопровождаются появлением отходов – побочных продуктов, которые требуют соответствующего обращения. От обращения с отходами зависит экология страны и здоровье населения, поэтому все связанные с ними вопросы регулируются федеральными законами и нормами. Рассмотрим основные термины, нормативно-правовую базу, принципы классификации отходов и все, что входит в понятие обращения с ними.

Молоток на столе

Нормативное регулирование и новые изменения в законе

До 2019 г. регулирование этих вопросов осуществлялось ФЗ No89 «Об отходах», принятым в 1998 г. Однако применение этого закона по некоторым направлениям обращения с ТКО приводило к негативным результатам, в связи с чем в него неоднократно вносились поправки. Так, в 2011 г. была отменена система лицензирования, которая приводила к тому, что услуги мусорщиков, купивших лицензию, были неоправданно дорогими, и их нелегальные конкуренты задешево вывозили отходы в ближайший лес.

Однако отмена лицензирования обстановку не улучшила – мусор продолжал множиться, мусорные полигоны и незаконные свалки по-прежнему росли, нанося большой ущерб экологии, а заводы по переработке ТБО простаивали без сырья. В результате было решено внести в закон кардинальные поправки, которые стимулировали бы предпринимателей к переработке мусора. Основные положения «мусорной реформы»:

  • в каждом регионе на конкурсной основе выбирается единственный оператор, ответственный за обращение с отходами;
  • устанавливаются более высокие тарифы на утилизацию ТКО, единые для всего региона;
  • устанавливается единая схема перемещения мусора от места его появления до конечного пункта (мусорного полигона или перерабатывающего предприятия).

Эта схема предусматривает максимальное извлечение из мусора полезного вторсырья и его переработку. Для ее реализации важно организовать первичный раздельный сбор ТКО, сокращение образования отходов на производстве и снижение их класса опасности.

Первые итоги «мусорной реформы» показывают, что экономические рычаги, применяемые для стимулирования предприятий и населения к сознательному обращению с отходами, пока работают недостаточно эффективно.

Сетчатые бункеры

Основные понятия и термины

В первой статье ФЗ No89 определены основные понятия и термины, используемые в законе:

  • Отходы – это побочные предметы или субстанции, вырабатывающиеся в результате всевозможных видов деятельности (производство, сфера услуг, потребление) и подлежащие удалению.
  • В понятие обращения с отходами входят все работы, связанные с избавлением от отходов – от сбора до утилизации или захоронения.
  • Утилизация – это различные виды рационального применения отходов – изготовление новых изделий, повторное использование с той же целью (рециклинг), извлечение полезных ингредиентов (рекуперация), возврат в производство после подготовки (регенерация), использование в виде энергетического источника, переработка в компост и т. п.
  • Обезвреживание – уменьшение негативного влияния отходов на экологию (обеззараживание, лишение вредных свойств, уменьшение объема и т. п.).
  • Захоронение отходов – это их изолирование с целью предотвращения утечки вредных веществ и нанесения вреда экологии.
В тексте закона даны около 30 определений, подавляющее большинство из них было отредактировано или введено заново в 2000-2019 годах.

Картонный мусор

Классы отходов

По степени ущерба, причиняемого экологии, отходы делят на такие классы:

  • I (чрезвычайно опасные) – вызывающие необратимые нарушения в экосистеме, восстановление которой невозможно. В эту группу входят радиоактивные отходы, бензапирен, диэтилртуть, соли свинца и т.п.
  • II (высокоопасные) – вызывающие сильные нарушения в экосистеме, восстановительный период после прекращения воздействия – не меньше 30 лет. К ним относятся фенол, хлороформ, формальдегид и пр.
  • III (умеренно опасные) – вызывающие нарушения, требующие восстановительного периода не меньше 10 лет. Это – фосфаты, трихлорэтилен, соединения никеля, марганца и др.
  • IV (малоопасные) – нарушения потребуют восстановительного периода не меньше 3 лет. К малоопасным относятся хлориды, аммиак, метан и т.д.
  • V (практически неопасные) – низкий уровень негативного влияния на экологию, восстановление практически не требуется.
Критерии причисления отходов к разным классам опасности устанавливаются Минприроды РФ. К этим критериям относятся предельно допустимая и смертельная концентрация вредных соединений в воздухе, смертельные дозы при попадании на кожу и в желудок.

Полномочия в области обращения с отходами

В пятой статье ФЗ No 89 закреплены полномочия РФ в сфере обращения с отходами. К ним относятся:

  • регулирование обращения с отходами на законодательном уровне;
  • осуществление надзора за обращением с отходами на различных объектах;
  • лицензирование предпринимательской деятельности в сфере обращения с различными видами отходов;
  • разработка и утверждение нормативных документов;
  • утверждение порядка профессионального обучения деятельности в сфере сбора, обработки, утилизации отходов;
  • установка порядка классификации отходов по классам опасности, их транспортировки и т. п.;
  • установка правил обращения с ТКО, ценообразования и регулирования тарифов, правил обустройства мест хранения ТКО;
  • разработка нормативов, регулирующих обращение с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами.

Эта статья закона многократно редактировалась с целью расширения полномочий РФ и органов самоуправления в вопросах обращения с отходами разных видов.

Лицензирование данной деятельности

Для предпринимательства в отрасли обращения с отходами всех классов опасности кроме практически неопасных, требуется наличие лицензии. Лицензия выдается бессрочно при условии выполнения ее соискателем определенных требований. Для получения лицензии соискателю нужно предоставить необходимый пакет документов, а также иметь на правах собственности или другом законном основании (с документальным подтверждением) необходимую недвижимость для осуществления всего комплекса необходимых работ.

Также необходимо иметь в собственности или на другом основании, не противоречащем закону, необходимое оборудование и транспорт для осуществления работ по сбору, обеззараживанию, утилизации, размещению и транспортировке мусора. Транспортные средства в обязательном порядке должны быть оснащены спутниковой навигацией. Для допуска к работе с опасными отходами соискатель лицензии должен пройти не меньше 112 академических часов профессионального обучения.

Требования к местам накопления мусора

В ФЗ не конкретизированы требования к местам накопления мусора, но их можно найти в действующих СанПиН. Требования к местам накопления предъявляются в зависимости от свойств и класса опасности отходов. Это могут быть как специальные открытые площадки, так и производственные помещения, стационарные и передвижные емкости, склады и временные складские сооружения.

Отходы 1-3 классов опасности должны храниться в герметичной таре – контейнерах из металла или пластика, полиэтиленовых мешках и т. д. Отходы 4-5 класса опасности допускается накапливать в открытой таре или насыпью, кроме веществ, выделяющих вредные летучие вещества.

К площадкам для хранения отходов без герметичной тары предъявляются следующие требования:

  • Они должны находиться с подветренной стороны и в отдалении не менее 20 м от жилой застройки, быть доступными для подъезда автотехники.
  • Отходы должны храниться на площадках под навесом, при его отсутствии – быть накрытыми полиэтиленовой пленкой, брезентом от солнца и дождя.
  • Площадка должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ.
  • Площадка должна иметь по периметру автономный ливнесток с очистными сооружениями без выхода в водоемы и городскую ливневую канализацию.

Если это площадки для сбора ТКО, то они должны иметь с трех сторон ограждение не менее метра в высоту.

Конвейерная лента

Особенности обращения с отходами I-II классов

Для того, чтобы иметь право обращения с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами, оператору нужно иметь специальные объекты для их обезвреживания и размещения. Если предприниматель, на предприятии которого производятся опасные отходы, имеет все условия для их размещения и обезвреживания, то он может осуществлять обращение с ними самостоятельно. В противном случае он должен заключить договор с федеральным оператором, передавать ему эти отходы и оплачивать его услуги по тарифу.

При отсутствии всех необходимых условий для сбора и обезвреживания чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов, предприниматель, на предприятии которого они образуются, не вправе уклоняться от заключения договора с федеральным оператором о предоставлении услуг.

Требования к транспортированию отходов

Чтобы транспортировка отходов была безопасной для экологии и не несла угрозы пожаров, к ней предъявляются требования, которые различаются в зависимости от класса опасности отходов. Обязательно наличие:

  • специального транспортного средства, маркированного предупредительными знаками особого образца;
  • оформленного по всем правилам паспорта отходов;
  • выполнения всех правил транспортировки и соблюдения техники безопасности;
  • сопроводительных документов с указанием всех необходимых данных для транспортировки и передачи транспортируемых отходов.

Экономическое регулирование данной области

Цель экономического регулирования в отрасли обращения с отходами – это побуждение производителей и населения к сортировке отходов, их повторному использованию и утилизации. Экономическое стимулирование, используемое в данной сфере предусматривает следующие меры:

  • Взимание платы за размещение отходов. Предполагается, что производственникам и бизнесменам будет гораздо выгоднее искать пути уменьшения производства побочных продуктов, пускать их в переработку и использовать повторно, чем платить за их размещение.
  • С целью улучшения экологической обстановки введена плата за ущерб экологии – утилизационный сбор с владельцев автотранспортных средств, как отечественного, так и иностранного производства.
  • Экологическому сбору подвергаются также производители и импортеры товаров в упаковке, оказывающей негативное влияние на экологию.
  • Установлены нормативы утилизации отходов, появляющихся при использовании товаров. Этинормативы обязательны к выполнению всеми производителями и импортерами этой продукции.
  • Введена Единая федеральная ИС по учету отходов, появляющихся в результате потребления товаров.

Внедрение этих мер уже приносит некоторые положительные изменения, но необходим дальнейший поиск экономических рычагов для наиболее эффективного решения насущных вопросов обращения с отходами и проблем с экологией.

Сбор и транспортировка бытового мусора

Региональные операторы

Региональные операторы получают этот статус на конкурсной основе на период не больше 10 лет. За каждым региональным оператором закрепляется в соглашении определенный регион РФ, где он является единственным. Деятельность оператора подчиняется разработанным схемам обращения с ТКО, они обязаны принимать все ТКО, образующиеся в закрепленном за ними регионе, и не могут отказывать в заключении договоров тем, кто в этих услугах нуждается.

До 2019 г. регулирование этих вопросов осуществлялось ФЗ No89 «Об отходах», принятым в 1998 г. Однако применение этого закона по некоторым направлениям обращения с ТКО приводило к негативным результатам, в связи с чем в него неоднократно вносились поправки. Так, в 2011 г. была отменена система лицензирования, которая приводила к тому, что услуги мусорщиков, купивших лицензию, были неоправданно дорогими, и их нелегальные конкуренты задешево вывозили отходы в ближайший лес.

Однако отмена лицензирования обстановку не улучшила – мусор продолжал множиться, мусорные полигоны и незаконные свалки по-прежнему росли, нанося большой ущерб экологии, а заводы по переработке ТБО простаивали без сырья. В результате было решено внести в закон кардинальные поправки, которые стимулировали бы предпринимателей к переработке мусора. Основные положения «мусорной реформы»:

  • в каждом регионе на конкурсной основе выбирается единственный оператор, ответственный за обращение с отходами;
  • устанавливаются более высокие тарифы на утилизацию ТКО, единые для всего региона;
  • устанавливается единая схема перемещения мусора от места его появления до конечного пункта (мусорного полигона или перерабатывающего предприятия).

Эта схема предусматривает максимальное извлечение из мусора полезного вторсырья и его переработку. Для ее реализации важно организовать первичный раздельный сбор ТКО, сокращение образования отходов на производстве и снижение их класса опасности. Первые итоги «мусорной реформы» показывают, что экономические рычаги, применяемые для стимулирования предприятий и населения к сознательному обращению с отходами, пока работают недостаточно эффективно.

Все про отходы и экологию
Добавить комментарий