Процесс утилизации деревянных шпал на полигонах негативно влияет на состояние природных ресурсов страны, поэтому несет опасность для экологии и нуждается в решении проблемы.
В настоящее время существуют различные методы утилизации железнодорожных шпал, позволяющие защитить природу. Также возможна их переработка, в результате чего можно получить качественное вторсырье.
Какую опасность для природы несут ж/д шпалы?
Утилизация деревянных и ж/б шпал с истекшим сроком эксплуатации является большой проблемой для России. Необходимо проводить захоронение таких опор на специально отведенных участках земли — полигонах (но не для твердых бытовых отходов). Многие уже не могут справиться с такой задачей, поэтому размещают шпалы на площадках, которые не соответствуют установленным нормам и стандартам.
Железобетонные шпалы в меньшей степени влияют на состояние экологии. Их можно использовать для получения вторсырья. Но деревянные приносят большой вред, т.к. для увеличения срока эксплуатации их пропитывают специальными веществами (в том числе и креозотом), опасными для людей, животных и растений. Под воздействием осадков пропитка вымывается из деревянных шпал и проникает в грунт, отравляя его вредными веществами. При высокой температуре содержащийся в пропитке креозот испаряется и попадает в воздух, которым мы дышим.
Экологические службы накладывают штрафные санкции на предприятия, которые не соблюдают условий хранения ж/д шпал. Но экология по-прежнему сильно страдает. Правильная утилизация и переработка деревянных и ж/б шпал поможет решить проблему. Такую обязанность берут на себя специализированные компании, которые соблюдают все нормы безопасности и снижают количество опасных выбросов в процессе утилизации.
Как происходит процесс переработки и утилизации шпал
Железнодорожные шпалы относятся к следующим классам:
- 3 класс — деревянные, обработанные антисептическими веществами;
- 4 класс — железобетонные (утилизируются аналогично любым ж/б отходам) и стальные (идут на вторичную переработку).
В зависимости от материала изготовления шпалы утилизируются и перерабатываются различными способами.
Утилизация деревянных шпал осуществляется одним из 5 методов:
- Сжигание. Этот способ несет опасность для экологии, поэтому его запрещено использовать на открытой местности. Для этого существуют специализированные печи.
- Пиролиз. Из деревянных изделий, которые перерабатываются под действием высоких температур в закрытых установках, предприятия получают газ, древесный уголь и разные виды жидкого топлива.
- Газификация. Шпалы измельчают в щепу, а затем в солевых печах или газогенераторах превращают в пепел.
- Переработка. Дерево очищают от пропитки, а затем используют для возведения нежилых сооружений.
- Захоронение. Со шпал удаляют металлические элементы, вывозят на специально отведенные участки, укладывают в глубокие ямы и засыпают грунтом.
Железобетонные и стальные шпалы не обрабатываются опасными веществами, поэтому их отправляют на переработку (разбирают на арматуру и щебень). Затем бетонный лом используют в строительной сфере, а арматуру переплавляют на предприятиях черной металлургии.
Кто занимается утилизацией ж/б и деревянных шпал?
В РФ работает большое количество компаний, которые предлагают услуги по утилизации шпал. Такие организации имеют соответствующие разрешения на осуществление данного вида деятельности.
Практически в каждом регионе России работает несколько предприятий, предлагающих услуги по утилизации и переработке шпал. Самые крупные из них — ЗАО «Турмалин» и «Полиинформ». Первая компания сжигает шпалы в специальных печах, а также занимается производством инсинераторов (топок) для продажи различным организациям. Вторая утилизирует деревянные изделия способом газификации.
Также люди нашли шпалам применение в быту. Так их используют для устройства фундаментов под жилые и нежилые здания, установки опор для заборов, создания ограждений садово-огородных участков и т.д. При этом необходимо знать, что лучше всего использовать в хозяйственных целях старые изделия, которые содержат минимальное количество креозота.