Медицинские отходы не попадают под общую федеральную классификацию и имеют собственную, состоящую из 5 классов: «А», «Б», «В», «Г», «Д». Деление зависит от степени и характера опасности для окружающей среды. Отходы классов «Б» и «В» относятся к эпидемиологическим, где «В» отличается более высокой степенью патогенной опасности – 1-2 группа. Требования и порядок обработки медотходов, в отличие от обычного мусора, определены собственными санитарными правилами.

Морфологический состав отходов класса «В»

Классы «Б» и «В» имеют одинаковый состав, отличающийся только уровнем опасности для эпидемиологической обстановки. К таким отходам относятся остатки со следами биологических жидкостей пациентов, весь мусор, образующийся в инфекционных отделениях, лабораторные, экспериментальные или производственные остатки. Медицинские отходы класса «В» являются чрезвычайно опасными, в их состав входят материалы двух наивысших групп патогенности. К ним относятся загрязненные кровью, слюнями и прочими биологическими жидкостями вспомогательные материалы и инструменты, а также все предметы, использовавшиеся в туберкулезных отделениях.

Класс опасности по ФККО

Мусору, образующемуся в медучреждениях, не присваивается класс опасности по общей федеральной классификации. Медотходам присвоены собственные классы, на основании которых происходит их обработка. В результате обработки, связанной с проведением обеззараживания, степень опасности таких остатков понижается. При обеззараживании или обезвреживании образуются отходы другого вида, которые соответствуют по свойствам для включения в общий федеральный перечень. Масса, образующаяся после обработки, относится к 4-5 классу опасности – наименьший уровень. Подобные отходы допустимо утилизировать совместно с бытовым мусором.

Отходы в мешке

Основные источники образования

Наибольшая патогенная опасность характерна для туберкулезных, патологоанатомических, вирусологических, иммунобиологических и микробиологических отделений лечебно-профилактических учреждений. Чаще всего такие отходы возникают в специализированных учреждениях, работающих в чрезвычайно опасными патогенными заражениями. Кроме биологических отходов в этих отделениях, к классу «В» относится весь бытовой мусор, который там образуется. Это связано с возможностью попадания опасных инфекционных бактерий на находящиеся в помещении предметы и материалы.

Нормативы образования медотходов

На территории каждого субъекта федерации местными властями устанавливаются собственные значения нормативов образования всех видов отходов, включая медицинские. Это связано с необходимостью планирования деятельности для полного и своевременного оборота мусора в пределах региона. На основании нормативов определяется количество машин для вывоза, площадь мест для размещения.

Нормативы для расчета образования медотходов основаны на нескольких показателях:

  • число койко-мест;
  • площадь медицинских учреждений;
  • тип организации (больница, санаторий, лаборатория и т.д.).

Единица измерения для норматива – количество отходов в килограммах на 1 квадратный метр. Для медицинских остатков устанавливается общее значение без деления на классы. Для определения значения по классам можно воспользоваться долей, которую каждый из них составляет: на «В» обычно приходится не более 20%.

Щприц в ведре

Правила обращения с отходами класса «В»

Для регулирования деятельности по обороту с медицинских отходов используются санитарные правила СанПиН 2.1.7.2790-10. В них определена классификация, последовательность действий с каждым классом, требования к помещению, оборудованию, персоналу. Каждому классу отходов (кроме «А») присвоен цвет – это используется как маркировка. Отходы помещаются в тару определенного вида, в которой они хранятся и транспортируются.

Оборот отходов состоит из нескольких этапов:

  1. Инструктирование и подготовка персонала.
  2. Сбор.
  3. Обеззараживание.
  4. Хранение.
  5. Транспортировка.
  6. Утилизация.

Меры безопасности для персонала

Оборотом медицинских отходов могут заниматься только проинструктированные сотрудники. Они обеспечиваются учреждением индивидуальными средствами защиты, в которых они обязаны проводить операции по обороту мусора. К таким средствам защиты относится: одежда, перчатки, маски, обувь. Недопустимо использовать эти средства защиты за пределами рабочей зоны, а хранить их между сменами необходимо в отдельных ячейках. Запрещено самостоятельно стирать рабочую одежду, этим занимается медицинское учреждение. Все сотрудники для допуска к работе с медицинскими отходами класса «Б» и «В» должны быть привиты от гепатита B.

Врач снимает перчатки

Порядок сбора медотходов

Все образующиеся отходы класса «В» собираются в тару красного цвета: колющие и режущие предметы – в жесткие контейнеры, остальное – в мягкие пакеты. Недопустимо заполнение тары более чем на 2/3 от объема. Тара должна герметично закрываться или завязываться, чтобы исключить попадание опасных остатков за пределы контейнера или пакета. На каждой единице кроме цветовой размещается бирочная маркировка со следующей информацией:

  • дата и время сбора;
  • информация об участке;
  • класс;
  • сведения об обеззараживании.

Вся собранная тара помещается в общий герметичный контейнер для последующей обработки: обеззараживания или обезвреживания, хранения, передачи для вывоза.

Способы обеззараживания

Все отходы класса «В» должны подвергаться обеззараживанию. Это необходимо для сокращения риска распространения эпидемиологического заражения при утилизации медотходов. Для обработки остатков используется 2 группы методов:

  • физические;
  • химические.

В зависимости от исполнителя мероприятий по обеззараживанию выделяются 2 подхода: централизованный, децентрализованный. При централизованном медотходы передаются в лицензированную внешнюю организацию для выполнения операций по обеззараживанию. При децентрализованном медучреждение проводит обработку самостоятельно.

Автоклав

Физические методы

К физическим методам обработки медицинских отходов относятся разные виды воздействия: паром под давлением, электромагнитными лучами, радиацией. Каждый из них способствует физическому уничтожению бактерий, зараженных остатков. Медотходы для обеззараживания физическим методом помещаются в герметичную камеру, где на них оказывается один из видов воздействия. Выбор зависит от оснащенности оборудованием медицинского учреждения, самый предпочтительный способ – паровая обработка, потому что она наиболее безопасна при возможном контакте с человеком.

Химические методы

При химическом обеззараживании отходы помещаются в подготовленную емкость, заполненную специальным раствором. Спустя не менее чем через час они извлекаются оттуда. В течение этого срока под воздействием химических элементов происходят реакции, способствующие уничтожению опасных бактерий. Раствор составляется из следующих видов химической жидкости: хлор, аммоний, спирт, альдегид. Каждые 3 месяца жидкость обновляется для сохранения химических свойств раствора. Для помещения в раствор предметы разбираются или разрезаются – это необходимо для полного покрытия поверхности отходов раствором.

Временное хранение

При размещении медицинских отходов на временном хранении необходимо исключить их смешивание. Для этого используются раздельные места: холодильные установки, помещения с разными зонами. Доступ к месту временного хранения должен быть только у авторизованных сотрудников, которые занимаются обращением медотходов. Использование холодильных установок позволяет предотвратить формирование благоприятной среды для развития опасных бактерий. Транспортировка контейнеров с отходами класса «В» по территории лечебного учреждения допускается только на специальных тележках.

Помещение, где временно хранятся медицинские отходы, должно быть оборудовано отоплением, отдельной вентиляцией, санузлом и сливом в полу – это необходимо для дезинфекции пространства. Все используемые предметы для обстановки помещения (столы, стулья, стеллажи) должны быть сделаны из материалов, устойчивых к средствам дезинфекции.

Упаковка утилизация

Транспортировка из ЛПУ

К вывозу медицинских отходов допускаются только лицензированные организации на основании договора с медицинским учреждением. При заключении соглашения необходимо указать класс отходов, который будет сдаваться перевозчику. Это необходимо для соблюдения требований к перевозкам опасных медицинских отходов.

Транспортные средства должны соответствовать следующим требованиям:

  • кабина должна быть физически отделена от кузова;
  • снаружи на кузов наносится маркировка о том, что транспортное средство перевозит именно медотходы;
  • транспорт не может применяться для перевозки других видов мусора;
  • кузов должен быть из жестких материалов, устойчивых к регулярной дезинфекции;
  • кузов должен быть оснащен рефрижераторной установкой для поддержания необходимого температурного режима.

Сотрудники транспортной компании обеспечиваются аналогичными индивидуальными средствами защиты, как у медработников: спецодеждой, перчатками, масками, обувью. Кроме этого, в машине должны быть средства быстрой дезинфекции на случай возникновения утечек в пути или других непредвиденных обстоятельств.

Транспортировка отходов

Документальный учет медотходов класса «В»

Опасные отходы (все классы, кроме «А»), образующиеся в медицинском учреждении, регистрируются в одном из 3 видов журнала:

  • обеззараживание внешней организацией;
  • обеззараживание силами медучреждения;
  • вывоз.

Строгая форма заполнения не утверждена, а в приложениях к СанПиН 2.1.7.2790-10 представлены образцы. В журналах отражается следующая информация: дата и время поступления, приема-передач, обеззараживания, тип и количество отходов, участок, сведения о сотрудниках.

Способы утилизации отходов этого класса

Даже после обеззараживания отходы класса «В» недопустимо использовать повторно, поэтому для них применяются операции уничтожения:

Утилизация отходов сжиганиемПри обеззараживании достигается уровень опасности, соответствующий 4-5 классу по ФККО, что позволяет утилизировать остатки на полигонах вместе с обычным мусором. Сжигание – более предпочтительный метод, потому что оно полностью исключает возникновение и распространение заражения, если отходы были обработаны ненадлежащим образом. Кроме этого, сжигание позволяет сократить занимаемый объем на 90%, а выработанный при горении газ может использоваться как источник энергии.

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 5 / 5. Голосов: 2

Стань первым! Голосов еще нет.

Нам очень жаль, что статья вам не понравилась!

Помогите нам улучшить контент!

Подскажите, пожалуйста, как мы можем ее улучшить?

0 0 vote
Article Rating