Решение задач по защите окружающей среды включает комплекс работ, связанных с обработкой отходов: сбор, хранение, транспортировку, утилизацию. Кадастр отходов учитывает сведения об обращении мусора на территории страны: места сбора, хранения и утилизации, количество и объем, применяемые способы обработки.

Разновидности документа

Схема кадастров отходовРазработкой документов учета занимается ряд государственных структур, относящихся к контролю деятельности по защите природы и экологической обстановки в России: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, местные департаменты природопользования. Структуры указаны по порядку подчинения, что определяет и разновидности кадастра отходов:

  • государственный;
  • региональный.
Кадастр отходов – комплекс документов, связанных с учетом информации о защите окружающей среды.
Среди учитываемых потоков информации выделяются:
  • виды мусора;
  • список предприятий, использующих природные ресурсы в работе;
  • полигоны;
  • документы, относящиеся к обработке мусора.

Государственный кадастр

Государственный кадастр отходов содержит сведения, касающиеся защиты окружающей среды на уровне страны. Система документации состоит из трех частей:

Списки включают информацию о мусоре, местах обработки или проводимых действиях. Данные вносятся с присвоением регистрационного номера, позволяющего структурировать сведения для разбивки на группы и последующего рационального использования ГКО.

Региональный кадастр

Локальные документы формируют региональный кадастр отходов, который ведется местными властями, включающий данные о действующих на местной территории предприятиях. Документация отражает сведения, связанные с ведением кадастра, работой полигонов, участием компаний в обработке мусора. Это необходимо для исключения негативных факторов в работе организаций, связанных с обработкой отходов.

Данные, которые они содержат

Информация, включенная в кадастр отходов, разделена на несколько основных направлений:

  • описание мусора с присвоением класса, учитывающим степень опасности для окружающей среды. Классификатор состоит из информации, включающей кодовые обозначения из 13 цифр, каждая из которых связана с одним из видов данных об отходе: происхождение (первые 8 цифр), агрегатное состояние (9-10), признаки и последствия отрицательного воздействия (11-12), класс опасности (13).
    ФККО скриншот

    Пример поиска в ФККО

  • сведения о полигонах и других местах скопления мусора: расположение, допустимые для приема виды сырья.
    ГРОРО скриншот

    Пример работы с ГРОРО на сайте Росприроднадзора

  • применяемые технологии для обработки мусора: при сборе, перевозке, хранении, уничтожении, переработке, обезвреживании.
  • мусороперерабатывающие организации: расположение, специализация на определенных видах отходов, возможности производства.

Отчетность по кадастру

По законодательству организации самостоятельно проводят процедуру определения класса опасности мусора, вырабатываемого при производственной или иной деятельности.

Комплект кадастровых документов содержит описание методики по корректной классификации. Отправка отчета может происходить дистанционно через электронный ресурс Министерства природных ресурсов и экологии.

В результате проведенных действий организация ставится на учет и получает паспорт отходов – это подтверждает работу предприятия с выбранными и утвержденными видами мусора.

Организации, обязанные ее сдавать

Обязанность подачи отчета об обрабатываемом на предприятии мусоре касается всех организаций, независимо от выбранной формы собственности. Единственное ограничение связано с классом опасности мусора, который учитывается в кадастре. В список включаются только предприятия, которые занимаются сбором, хранением, транспортировкой и утилизацией отходов I-IV класса.

Состав отчетности

Для подачи сведений используется форма № 2-ТП, в которой указывается ряд обязательных данных:

  • нормы и ограничения;
  • допустимый для хранения объем мусора;
  • количество образуемого мусора;
  • информация о передаче и переработке сырья;
  • используемые способы перевозки;
  • применяемые технологии;
  • затраты на утилизацию;
  • номера паспортов отходов.
    Форма отчетности 2-ТП

    Форма отчетности 2-ТП

Порядок и сроки сдачи

Последовательность действий по учету сведений, содержащихся в кадастре:

  1. Производственные расчеты количества сырья для осуществления деятельности.
  2. Анализ источников образования отходов на предприятии.
  3. Выбор мест для сбора и временного накопления мусора.
  4. Определение класса опасности для каждого вида образующихся отходов.
  5. Оформление паспорта отходов.
  6. Учет сведений о частоте вывоза мусора.
Отчетность подготавливается не менее одного раза в течение года или ежеквартально – если это установлено региональными властями.

Ответственность за непредставление данных

Административная ответственность за непредоставление данных об обрабатываемых отходах предусмотрена в статье 8.2 КоАП. Нарушения, караемые штрафами, определены в пунктах:

  • 7 – не установлены нормативы;
  • 9 – не определен класс опасности;
  • 10 – не ведется учет;
  • 11 – не контролируется состояние окружающей среды;
  • 12 – не проводится инвентаризация объектов размещения отходов.

Размеры штрафов составляют:

  • 20-40 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • 40-60 тысяч – для ИП;
  • 200-350 – для юридических лиц.Штраф за неуплату

Формирование данных для сводного кадастра

Сводный кадастр отходов – объединенный в единый справочник документ, позволяющий систематизировать работу по контролю оборота мусора. Системный подход способствует разработке комплексных мер по защите природы и человека от негативного воздействия.

Сводная форма кадастра отходов оформляется не организациями, а местными государственными органами, отвечающими за защиту окружающей среды. Сведения содержат информацию о предприятиях с учетом объемов образуемого мусора, расположения организации, характеристик мусора, порядка и особенностей вывоза.
Подготовка сводного кадастра необходима для развития проектов, связанных с деятельностью по защите окружающей среды:
  • снижение или исключение вредного влияния на экологию;
  • планирование и расширение автодорог;
  • открытие полигонов;
  • развитие коммуникаций.

Нормативное регулирование

Последовательность ведения кадастра отходов определена приказом Минприроды №792, указывающем требуемые сведения и форму внесения информации. Статья 20 федерального закона № 89-ФЗ, описывающего порядок работы с остатками производства и потребления, посвящена государственному кадастру отходов. Там же указано, что местные органы власти имеют право готовить региональные списки, регулируемые локальными нормативно-правовыми актами.

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 0 / 5. Голосов: 0

Стань первым! Голосов еще нет.