Строительный мусор: куда его вывозить, способы утилизации

Строительный мусор образуется при строительстве, реконструкции, демонтаже или ремонте в помещении или во всем здании. Он отличается от бытового мусора составом, весом, методом образования, что требует применения отдельных способов сбора, хранения и утилизации. Правила обращения с подобным видом отходов заключаются в привлечении лицензированных организаций для обработки.

Нормативное регулирование

Порядок работы со строительными отходами регулируется рядом нормативно-правовых актов:

В документах описаны требования по лицензированию деятельности, связанной с обработкой отходов, дана классификация, определены допустимые методы работы, права и обязанности сторон.

Контейнер со строительным мусором

Особые условия, касающиеся строительных отходов, отражены в статьях 36-39 федерального закона № 7-ФЗ, статье 10 федерального закона № 89-ФЗ, статье 16 федерального закона №96-ФЗ, статье 10 федерального закона № 458-ФЗ и в стандарте ГОСТ Р 57678-2017.

Классификация строительных отходов

При строительстве, реконструкции, ремонте, демонтаже образуется большое количество отходов, остающихся в результате проведения работ. Эти отходы недопустимо выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором. Для выбора корректного способа обработки мусора применяется система классификации, разделяющая строительные отходы по категориям и виду.

Используется две системы классификации строительных отходов:

  • по стадии работ;
  • по характеристикам мусора.

Выделяются три категории, характеризующие классы мусора по стадии работ:

Категория Стадия работ Описание и пример
1 Подготовительная Крупногабаритный мусор, образуемый при подготовке здания или помещений: части перекрытий, двери, окна.
2 Основная Упаковка и остатки строительных материалов, использовавшихся при работе: мешки, банки, краски
3 Завершающая Строительный мусор, образовавшийся при отделочных работах: клей, ламинат, плитка, гипсокартон, линолеум, обои

Три вида классификации определены на основании следующих характеристик отходов:

  • агрегатное состояние;
  • размер и состав;
  • класс опасности.

Вторая система классификации является более точной, потому что учитывает материал. Это важно для определения последующих действий по вывозу и утилизации строительных отходов.

По агрегатному состоянию

Выбор тары, используемой для перемещения строительного мусора, определяется агрегатным состоянием сырья:

Состояние Особенности Пример
Твердое Наименее опасные и инертные Кирпичи, бетон, трубы, шлакоблок, кусковые остатки застывших смесей
Сыпучее Малоопасные Строительные смеси, гравий, щебень, песок, грунт
Жидкое Опасные, риск возгорания Краски, клеящие вещества, растворители, смолы
Газообразное Высокая опасность, риск возгорания Сварочные аппараты, баллоны

По размеру и составу

Размер строительного мусора имеет значение при выборе транспортного средства, используемого для вывоза отходов на полигон

. Рациональное заполнение грузового отсека автотранспорта возможно при наличии информации об объеме и составе вывозимого мусора.

Три класса используются при определении размера строительных отходов:

  • мелкие;
  • средние;
  • крупные.
    Мелкая фракция строительного мусора

    Мелкая фракция строительного мусора может быть упакована в мешки

По классу опасности

Определение класса позволяет учитывать вред мусора для окружающей среды и применять методы обработки, исключающие вредное для природы и человека воздействие. Классификация состоит из пяти уровней:

Класс Степень опасности Пример
I-II Очень высокая, высокая Радиоактивные остатки, ртуть, мышьяк, асбест, концентрированные щелочные и кислотные элементы, соли свинца
III Умеренная Провода, ацетон, цементная пыль, древесина с токсичной пропиткой
IV Низкая Битые остатки кирпичей, бетона; разрезанные и распиленные настенные и напольные покрытия; оконные и дверные короба
V Не опасная Деревянные остатки без химической обработки

Порядок обращения со строительным мусором

Образование строительных отходов не должно приводить к скоплениям остатков на лестничных пролетах, мусорных площадках, другой придомовой территории. Для сбора должна использоваться специальная тара, препятствующая распространению строительного мусора в окружающей среде: многоразовые пакеты и мешки, контейнеры. Для вывоза применяется транспорт, оборудованный для вывоза остатков.

Этапы обработки строительных отходов:

  • подготовка и сбор;
  • вывоз;
  • утилизация.

На каждом этапе возможно самостоятельное участие или привлечение специализированных организаций. Для поиска подрядчика необходимо обращаться в управляющую компанию или к региональному оператору.

Правила упаковки

На этапе подготовки и сбора остатки упаковываются в тару, которая будет использоваться для накопления и перевозки. Используется три вида упаковки:

  • Мешки или пакеты. По материалу различают полиэтиленовые, полипропиленовые, тканевые мешки, которые могут использоваться многократно. После изнашивания и последнего применения сортируются и отправляются на переработку. Объем – 140-240 литров.
  • Коробки. Могут применяться картонные короба для легковесных отходов или пластиковые ящики для тяжелого мусора. По завершении использования отправляются на вторичную переработку.
  • Контейнеры. Накопительные емкости, устанавливаемые, как правило, по запросу управляющими компаниями. Для мелкогабаритных отходов используются емкости объемом 8-9 м3, закрытые – для сыпучих материалов. Для крупногабаритного строительного мусора устанавливаются контейнеры 15-40 м3, имеющие жесткие или откидывающиеся борта.

Транспортировка отходов

Установка контейнера для строительных отходов

Установка контейнера для строительных отходов

Для вывоза используются транспортные средства, имеющие специальное оборудование: погрузочно-разгрузочные краны, крепления. Например, к такому автотранспорту относятся универсальные манипуляторы. В условиях плотной застройки и ограниченных возможностей для разворота должна предусматриваться загрузка с любой стороны: боковой или задней.

Транспортные компании, осуществляющие вывоз строительных отходов, должны иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности, подтверждающую возможность работы с выбранным классом опасности мусора.

Способы утилизации

При утилизации строительного мусора возможно применение тех же методов, что и для остальных видов отходов:

  • переработка;
  • сжигание;
  • захоронение.

Продажа остатков возможна специализированным предприятиям и частным лицам. Приоритетный вариант – повторное использование сырья, которое возможно при передаче на переработку или продаже мусора. Для этого отходы сортируются по фракциям, которые раздельно отправляются на переработку. Уничтожение производится путем сжигания, дробления на оборудованных полигонах – это наименее приемлемый способ утилизации мусора.

Вариант с продажей

Продажа отходов строительства возможна компаниям и физическим лицам. Компании могут устанавливать нижний порог по объему выкупа, который при работах в масштабе частного строительства может оказаться недостаточным. Спросом пользуются следующие виды отходов:

  • остатки кирпича, бетона, асфальта;
  • глина;
  • песок, грунт.

Наименьший спрос на пленку, деревянные обрезки, пластиковые остатки.

Частные лица выкупают отходы от стройматериалов для использования их в качестве укрепляющего или заполняющего слоя: для ям, оврагов, например.

Обращение в компании

Транспортные компании, обладающие лицензией, осуществляют вывоз строительных остатков на полигоны на коммерческой основе. Такие организации обладают необходимым транспортом, оборудованием и персоналом для корректного обращения с отходами – это подтверждается лицензией.

Ответственность за нарушение норм

Административная ответственность в виде штрафов или приостановки деятельности (для юрлиц) предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Штрафы за разные виды нарушений:

  • 2-30 тысяч рублей – для частных лиц;
  • 5 тысяч – для должностных;
  • 100-250 – для юридических.

Система штрафов распространяется на все этапы обработки отходов: накопление, вывоз, утилизация – некорректное выполнение любой операции грозит санкциями надзорных органов.

Все про отходы и экологию
Добавить комментарий