Основные положения 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” и последние важные изменения

Неблагополучное состояние окружающей среды заставляет законодателей повторно возвращаться к проблемам экологии. Действующие в России природоохранные законы дополняет 174 ФЗ, посвященный экологической экспертизе. Последняя редакция закона была подписана президентом 2 августа 2019 г.

Обстоятельства появления новой редакции закона

Новый федеральный закон касается вопросов экологической проверки намеченных к строительству объектов (ФЗ 174). Он был утвержден президентом Ельциным в 1995 году. Закон постоянно находился под прицелом критики общественности. За 20-лет с момента издания, он перестал отвечать предназначению, оброс дополнениями и изменениями. Возмущение вызывали слишком поздние сроки разработки заключений. Результаты их появлялись только тогда, когда документация была уже утверждена, а само строительство велось полным ходом.

В 2018 году Минприроды разработало ФЗ-174, его последнюю редакцию. Профильные министерства правительства достаточно долго затягивали его согласование, но наконец 02.08.2019 он был принят с изменениями и подписан президентом Путиным.

Последний вариант 174-го ФЗ выдерживать более ускоренные сроки прохождения проверочной процедуры. Отдельные параграфы документа посвящены подготовке экспертных заключений на объекты строительства особых экономических зон РФ.Экологи берут пробы воды

Основные положения ФЗ

Содержание ФЗ изложено в десяти главах:

  1. (ст. 1-4) посвящена общим положениям. Здесь дается определение экологической экспертизы, рассматриваются связанные с ней основы существующего законодательства, основные принципы и виды;
  2. (ст. 5-9) определяет круг полномочий президента, других структур государственной власти. Закон РФ предусматривает передачу властных полномочий органам власти субъектов рф. Эта глава ФЗ регламентирует полномочия местного самоуправления;
  3. (ст.10-18) рассматривает содержание государственных экспертиз. Закон определяет круг объектов строительства (реконструкции) Российской Федерации, для которых проведение экологического мониторинга считается обязательным. Уделено внимание объектам регионального уровня. Отдельные статьи посвящены регламенту Госэкспертиз, созданию экспертных групп, определению самого понятия эксперта. Расписаны полномочия руководителя комиссии и содержание итогового заключения;
  4. (ст. 19-25) раскрывает права граждан и общественных организаций РФ, в части инициирования собственных экологических проверок. Объясняется понятие общественной экспертизы, уточняются категории объектов, порядок, условия их проведения. Отдельная статья определяет случаи, когда возможен отказ государственной регистрации общественной экспертизы;
  5. (ст 26-27) определяет права и обязанности застройщиков, заинтересованных в экспертной проверке документации;
  6. (ст.28-29) раскрывает возможные источники финансирования и расчетов за работу специалистов государственной и общественной экспертных групп;
  7. (ст 30-34) посвящена ответственности за нарушения природоохранного законодательства. В ней перечислены основные нарушения, обозначены случаи уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц;
  8. (ст. 35) касалась разрешения спорных вопросов, но утратила силу, после выхода ФЗ-122 в 2004 г;
  9. (ст. 36) посвящена признанию приоритета международных договоров, в случае разночтений 174-го ФЗ и международных договоров, заключенных РФ;
  10. (ст. 36-37) заключительного характера.

Виды экологической экспертизы

Подтвердить или оспорить соответствие строительного проекта существующим природоохранным нормам возможно двумя способами. Проект должен пройти государственную или общественную экспертную проверку.

Иногда общественные организации проверяют проект параллельно, не доверяя вопрос властным структурам. Без положительного заключения экспертов проект с замечаниями направляется на доработку.

Государственная

Новый закон РФ перечисляет случаи, когда государственная экологическая экспертиза необходима при:

  • Заказе технико-экономического обоснования;
  • Создании проектов объектов строительства;
  • Реконструкциях;
  • Технических модернизациях;
  • Ликвидации и консервации производства;
  • Обосновании получения лицензии, предприятию перерабатывающему отходы;
  • Подготовке экологических мероприятий.

Федеральный уровеньОрганизуется государственная экологическая экспертиза (согласно статьи 10) федеральными представителями исполнительной власти. Они утверждают состав комиссии, проверяющей документацию.

Эксперт должен иметь природоохранное образование, и наработанный стаж эколога, использовать в работе необходимые приборы и инструменты. Эксперты готовят резюмирующий документ, подтверждающий соответствие проекта природоохранным нормам и одобренный большинством всего списочного состава группы.

В случае не соответствия, руководитель комиссии направляет предписание, о немедленном устранении нарушений в адрес собственника проекта.

Общественная

Общественная экспертиза отличается от государственной независимостью. Статья 20 174-ФЗ подтверждает, что ее проведение может инициироваться:

  • Группами граждан;
  • Общественными организациями;
  • Уполномоченными представителями местного самоуправления.
Единственное ограничение области проведения общественных проверок касается объектов, документация которых считается государственной или коммерческой тайной.

Порядок их проведения

Главное условие создания экспертной комиссии – подача заказчиком необходимой документации, с сопроводительным письмом в приемную Природнадзора.

Существующий регламент обычной госэкспертизы требует представления следующих документов:

  • Проектной документации, с оценками негативных факторов воздействия на природную среду результатов деятельности объекта;
  • Положительных заключений (согласований) органов исполнительной власти;
  • Заключений федеральных властных структур;
  • Результатов проведения общественной экспертной группы, если таковая проводилась;
  • Отчетов об обсуждениях проблемных объектов с гражданами и общественными организациями.
Специалисты приступают к работе после оплаты заказчиком выставленного счета. После составления заключения, секретарь экспертной комиссии отсылает его заказчику заказным письмом.

Ответственность за несоблюдение ФЗ

Неисполнение закона оборачивается для виновного серьезными неприятностями. Характерными случаями нарушений законодательства считаются:

  • Препятствия ходу проведения экологической проверки;
  • Реализация намерений заказчика, вопреки отрицательному заключению экспертов;
  • Осуществление объектом экологически опасной деятельности. Особенно если она не предусмотрена материалами, представленными заказчиком с целью получения положительного заключения.

Предусмотренная ответственность за нарушения экологических законов должна предостеречь инвесторов от нарушений. При возникновении экологических проблем и резонансных нарушениях, волнующих общественность, наказание может быть суровым:

  • При тяжких экологических последствиях возможна уголовная ответственность. Статья в УК введена ФЗ-96 в 2008 году;
  • При отсутствии состава преступления определяемого нормами УК, виновный привлекается к административной ответственности;
  • При наличии расходов, связанных с возмещением вреда потерпевшей стороне, виновного могут привлечь к материальной ответственности, заставив его по решению суда погасить убытки (ФЗ-202);
  • ФЗ-174 в Ст.34 предусматривает и гражданско-правовую ответственность виновных, в том числе и возмещение морального вреда потерпевшим.

Последние важные изменения в законе

Новый Федеральный Закон отличается от старой редакции способностью ускоренно решать проблемы инвесторов. Существенные изменения коснулись сроков исполнения экологических экспертиз.

Начало работы экспертной комиссии в старой редакции было не позднее месячного срока после оплаты. В последней версии установлен срок две недели, а для важных объектов – 3 дня.

Уплотнились сроки выдачи заключения. Теперь они не могут превышать двух месяцев и только по заявлению заказчика он может быть продлен до трех месяцев. Старая редакция ФЗ 174 предусматривала полугодовой срок работы экспертной комиссии.

Все про отходы и экологию
Добавить комментарий