Для ведения некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии – это обычно связано с воздействием, оказываемом на окружающую среду или здоровье человека. Один из таких видов деятельности, для которого необходимо получение лицензии, – обращение с отходами. Лицензированию подвергаются почти все предприятия, занимающиеся оборотом мусора. Избежать лицензирования возможно только предприятиям, работающим с отходами V класса опасности. Для прохождения лицензирования необходимо собрать комплект документов и пройти проверку в государственных органах.
Нормативное регулирование
Мероприятия по лицензированию деятельности по обороту отходов и требования к вовлеченным предприятиям отражены в нескольких нормативно-правовых актах. Напрямую обязанности организаций закреплены в следующих положениях закона:
При подготовке комплекта документов в силу вступают другие нормативно-правовые акты, связанные с особенностями деятельности предприятия, порядком проведения проверки. На эти законы необходимо будет опираться при подготовке к лицензированию:
- федеральные законы № 7-ФЗ, 52-ФЗ, 89-ФЗ, 174-ФЗ,
- приказ Минприроды № 536, 792;
- постановления Правительства № 712, 957, 1062;
- приказ Роспотребнадзора № 224.
До 2015 года лицензированию подвергались только предприятия, осуществляющие хранение и утилизацию мусора. Как правило, этим занимались полигоны твердых бытовых отходов, мусороперерабатывающие заводы.
Виды отходов, подлежащие лицензированию
Критерий, по которому определяется необходимость прохождения лицензирования – класс опасности отходов. В России применяется система деления видов мусора на 5 классов, где I класс – наиболее опасный, V – наименее. Распределение отходом по классам производится на основании степени вреда, который они наносят окружающей среде.
Класс | Опасность | Срок восстановления окружающей среды | Происхождение отходов | Примеры |
---|---|---|---|---|
I | Чрезвычайная | Не восстанавливается | Промышленное | Отходы, содержащие ртуть, ванадий, свинец, мышьяк, кислоты, щелочи |
II | Высокая | Несколько десятков лет | Промышленное | Батареи и аккумуляторы |
III | Умеренная | 10 лет | Промышленное, строительное | Соединения, включающие этанол, фосфаты, марганец; автомобильные жидкости, жидкое топливо, помет, навоз, пепел |
IV | Малая | 3-10 лет | Строительное, бытовое | Полимеры, уголь, кирпичи, щебень |
V | Практически отсутствует | Не требуется | Бытовое | Остатки деревянного происхождения, органика |
Получение лицензии необходимо только для работы с I-IV классами. Если на предприятии оборачивается мусор только V класса, то все равно необходимо доказать, что более опасных отходов не возникает. Для точного определения класса необходимо использовать Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), где представлен список всех видов отходов. При образовании мусора, который не представлен в каталоге, предприятие отправляет заявку на внесение и после этого проходит лицензирование.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию
Список видов деятельности, для которых необходимо получение лицензии определен в федеральном законе № 458-ФЗ. Он включает все этапы обращения с мусором от сбора до уничтожения или переработки. Отходы образуются при большинстве видов деятельности: производстве, оказании услуг. Если не рассматривать деятельность, связанную с радиоактивными и другими сверхопасными отходами (для них предусмотрен ряд дополнительных нормативно-правовых актов), включение сбора мусора в число лицензируемых видов деятельности должно привести к обязательному лицензированию предприятий, напрямую не занимающимися оборотом из-за того, что у них образуются отходы.
Временное размещение требуется для размещения мусора до вывоза на переработку или уничтожение. Напротив, для специализированной деятельности по сбору отходов у частных лиц и организаций требуется лицензия. Остальные лицензируемые виды деятельности:- вывоз и любая другая транспортировка;
- сортировка;
- подготовка;
- обеззараживающая обработка;
- переработка;
- регулярное хранение (размещение);
- уничтожение.
Любую операцию предприятие может передать на выполнение другой организации. В таком случае необходимость получения лицензии ложится на исполнителя. Заказчику при выборе подрядной организации необходимо проконтролировать наличие и распространение (для каких операций применима) лицензии.
Требования к компаниям-соискателям
Для получения лицензии предприятие должно соответствовать ряду требований. Необходимо организовать работу и обеспечить организацию оборудованием для безопасного обращения с отходами. Создание условий труда осуществляется по 4 направлениям:
- подготовка территории: изоляция площадок, камер, могильников;
- закупка и монтаж оборудования: прессы, сортировочные линии, фильтры, ручные инструменты;
- подбор транспортных средств: с раздельными отсеками по видам мусора, требуемой вместимости, с изолированным корпусом;
- дополнительный инвентарь: контейнеры и ящики, фиксаторы для транспортировки.
Необходимая сопутствующая документация
Для формирования пакета документов потребуется более десятка бумаг, связанных с разными аспектами деятельности предприятия: от регистрации до подтверждений прохождения инструктажей персоналом. Всего необходимо собрать три группы документов: учредительные, операционные, экологические.
К пакету учредительных документов относятся: устав, информация о предприятии (адреса, наименование), ИНН, выписки из реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРПО), подтверждение права пользования территорией (договор аренды, право собственности). Пакет документов по производственным и иным операциям: договоры на оказание коммунальных услуг, на выполнение операций с отходами, транспортная документация (ПТС, водительские удостоверения), приказы, договоры с сотрудниками и трудовые книжки.
Пакет документов предоставляется вместе с заявлением (пример), в котором указываются сведения о предприятии и видах обращаемых отходов. Необходимо указание региона, в котором работает организация, потому что заявление подается и рассматривается в местном государственном органе. Информация о видах обращаемых отходов должна содержать классификационные номера из ФККО.
Получение санитарно-эпидемиологического заключения
Заключение подготавливается экспертами Роспотребнадзора на основании очной проверки предприятия и комплекта документов:- заявки;
- записи из ЕГРЮЛ, ЕГРПО;
- документов на территорию (собственности или аренды);
- паспорта отходов с определением класса опасности;
- экологическое обоснование операций, связанных с оборотом мусора;
- проект по поддержанию установленного уровня экологической безопасности.
Получение заключения государственной экологической экспертизы
Предприятиям, которые работают с опасными для окружающей среды или человека материалами необходимо обязательное прохождение государственной экологической экспертизы. Перечень объектов государственной экологической экспертизы приведен в статьях 11 и 12 федерального закона № 174-ФЗ. В рамках проверки эксперты оценивают состояние недвижимости, транспорта и рабочих место предприятия относительно их экологической безопасности.
Орган, отвечающий за проверку, – Росприроднадзор. Проверка бывает федерального или регионального уровня – это зависит от масштаба проверяемого объекта. Для федеральной проверки необходимо обращаться в общероссийское отделение Росприроднадзора, для региональной – в местное. При прохождении проверки эксперты исследуют 3 вида показателей: физические, химические, биологические. Методы исследования: лабораторные испытания, измерения, сверка с документами, опросы персонала.
.Стоимость лицензии на отходы
Для прохождения лицензирования предприятия привлекают сторонние организации, помогающие получить лицензию с первого раза.
Стоимость обращения к посредникам – 200-300 тысяч рублей. Эта стоимость эквивалентна штрафам, которые будут наложены на предприятие при отсутствии лицензии. В такой ситуации все равно придется проходить лицензирование, а потери от штрафа, приостановки деятельности и затрат на прохождение значительно превысят расходы на посредников. В стоимость включена государственная пошлина – 7 500 рублей.
Органы для подачи заявления
Лицензирование проводится государственным органом, отвечающим за безопасность и сохранение окружающей среды, – Росприроднадзором. Этот орган осуществляет мониторинг экологического состояния субъекта федерации на основании данных о выданных лицензиях и проверок. При необходимости прохождения государственной экологической экспертизы дополнительно нужно будет обратиться в Роспотребнадзор.
Срок получения и действия лицензии
При первичном лицензировании срок действия разрешающего документа ограничен и составляет 5 лет. Спустя этот срок предприятие проходит повторное лицензирование, по результатам которого выдается бессрочная лицензия. Ежегодно предприятия подвергаются проверке со стороны Росприроднадзора. Орган обязан уведомить о сроках проверки не менее чем за 10 дней до проведения. Продолжительность проверки не может превышать 1 месяц.
Случаи переоформления лицензий
При обнаружении нарушений предприятие вынуждено заново проходить лицензирование. Обычно нарушения связаны со следующими факторами:
- не указанные виды деятельности и классы отходов;
- нарушение технологий работы, включая допуск неквалифицированного персонала;
- нарушение санитарно-эпидемиологических норм;
- нанесен ущерб окружающей среде.
Росприроднадзор при выявлении нарушений указывает срок для их устранения, спустя который выносится решение об обновлении лицензии или прекращении.
Ответственность при отсутствии лицензии
При определении меры наказания за отсутствие лицензии на обращение с отходами учитывается характер деятельности предприятия: коммерческая или некоммерческая. Для коммерческой деятельности штрафы предусмотрены статьей 14.1 (частью 2) Кодекса об административных правонарушениях:
- 2 000 – 2 500 руб. – для физических лиц;
- 4 000 – 5 000 руб. – для должностных лиц;
- 40 000 – 50 000 руб. – для предприятий.
При некоммерческой деятельности используется другая статья КоАП – 19.20:
- 500 – 1 000 руб. – для физических лиц;
- 30 000 – 50 000 руб. – для должностных;
- 30 000 – 40 000 руб.– для ИП;
- 170 000 – 250 000 руб.– для организаций.
Для ИП и юридических лиц дополнительно применяется приостановка деятельности до 90 дней, а для должностных лиц – запрет на занятие должности в течение 1-3 лет.