ПДВ – это такое количество вредных веществ химического происхождения, которое может быть передано в атмосферу стационарным источником без нанесения ущерба качеству воздуха. Расшифровка термина выглядит как «предельно допустимый выброс». О том, что это, должны знать представители всех типов промышленных предприятий, которые работают с загрязняющими атмосферу химикатами.

Нормативное регулирование

Поскольку ПДВ считают экологическим нормативом, его допустимые значения установлены на уровне Правительства государства. При этом для всех веществ, перечисленных в официальных стандартах, используют следующие единицы измерения:

  • для концентрации – мг/м3;
  • для массы – г;
  • для концентрации на выходе из источника – г/м3.

О том, как определяют нормативные значения безопасного ПДВ, рассказывается в ГОСТе 17.2.3.02-2014. Согласно документу, при определении точных показателей нужно учитывать стандарты качества атмосферного воздуха. При этом нормы разрабатываются не для всех химикатов, а только для представляющих опасность в определенной концентрации. Правила отбора описаны в Приказе N579 от 31 декабря 2010 года.Выбросы

Этот нормативный акт указывает, что контролю должны подлежать химикаты, обладающие 2 характеристиками:

  • их приземная концентрация должна быть более 5% от утвержденного экологического норматива;
  • уровень значения опасности выбросов равняется или более 0,1.
В случае со стационарными источниками вредных выбросов ПДВ регламентируется управляющими органами конкретного субъекта РФ. Например, в Санкт-Петербурге этой проблемой занимается Росприроднадзор по СЗ Федеральному округу, в столице – Центральный аппарат Росприроднадзора.

Разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу

Это документ, который должна иметь каждая компания, производящая выбросы вредных для экологии веществ. Он действителен в течение 7 лет и содержит данные о ПДВ, вычисленных для конкретного предприятия. Выдается разрешение органами Росприроднадзора.

Чтобы получить бумагу, потребуется составить проект ПДВ. В нем будет содержаться основная информация об источниках загрязнения на территории компании и разрешенном для них уровне выбросов химикатов. Представители органов природоохраны изучают документацию и при отсутствии вопросов выдают предприятию дубликат разрешения. Если у чиновников возникают претензии к оформлению проекта, они имеют право отказать в выдаче документа.

Проект ПДВ, его цель и срок действия

Проект ПДВ – разновидность природоохранной документации, которую требуется оформить всем организациям, осуществляющим сбросы вредных веществ в атмосферный слой. Основное содержание бумаги – это описание компании как источника загрязнения окружающей среды. Эту информацию эксперты получают после завершения инвентаризации объектов, непосредственно производящих выбросы.

Разработка современных проектов ПДВ включает оценку состояния воздуха на территории самого завода и близлежащих нормируемых объектов. Например, санитарно-защитных зон или жилых массивов. После проведения замеров требуется:

  • определить нормативные значения ПДВ;
  • составить план мероприятий по контролю выбросов в неблагоприятных метеорологических условиях;
  • сформировать график контроля за соблюдением регламентированных показателей.
Предприятие рядом с жилым сектором

Предприятие рядом с жилым сектором

Главная задача проекта – удерживать вредоносное влияние, осуществляемое производственной организацией, в пределах общегосударственной нормы. После того, как документ получает одобрение от структур экологического надзора, предприятию выдается право, разрешающее осуществлять выбросы в рамках утвержденных значений. Действует оно 7 лет по решению Правительства РФ (в соответствии с Постановлением N841 от 14.07.2017).

С 2019 года предприятиям нужно также создавать проекты с учетом вновь принятой редакции федеральных законов от 10.01.2000 N 7-ФЗ и от 04.05.1999 No96-ФЗ. Обновление законодательства дало более конкретные представления о том, кто именно должен составлять проекты и какую информацию в них включать.

Категории организаций, обязанных разрабатывать проект

Согласно российскому законодательству, проект ПДВ должны составлять несколько типов предприятий, которые делят на 4 группы. В таблице ниже размещена информация по каждой из категорий.

Категория объекта негативного воздействия Тип предприятия Тип веществ, для которых проводятся измерения
I Объекты по работе с полезными ископаемыми, организации целлюлозно-бумажной, свиноводческой, кожевенной, электролитической, химической промышленности, мясокомбинаты. Высокотоксичные и радиоактивные вещества, имеющие канцерогенное и мутагенное воздействие. Также производится расчет технологических нормативов.
II Предприятия атомной, нефтяной и силикатной промышленности, крупнейшие трубопроводы по газу и нефти, морские и речные порты, объекты автомобильной инфраструктуры и железнодорожного сообщения, места по разведению крупного рогатого скота. Все расчеты производятся согласно с «Декларацией о воздействии на окружающую среду»
III Все прочие предприятия и компании, относящиеся к группам I и II при отсутствии у них мощностей, регламентированных законом. Высокотоксичные и радиоактивные вещества, имеющие канцерогенное и мутагенное воздействие.
IV Офисные организации, учреждения социальной сферы и образования. ПДВ не нормируется.

Поскольку российское законодательство резко изменилось, переход на новую нормативно-правовую базу проходит медленно. Поэтому в 2019 году были приняты переходные положения, позволяющие выпускать или переоформлять разрешение на выброс химических веществ в атмосферу по старому образцу.

Условия, при которых необходим пересмотр ПДВ

Хотя стандартная процедура пересмотра показателей предельно допустимых вредных выбросов должна проходить раз в 7 лет, есть случаи, когда ее приходится проводить досрочно:

  • изменение производственного плана компании и используемых на производстве технологий;
  • смена экологической обстановки в регионе;
  • увеличение или уменьшение источников выбросов.

Если пересмотр показателей не был произведен, компании грозит административное взыскание.

Этапы разработки проекта

Чтобы установить нормы экологического регулирования для конкретного предприятия, необходимо пройти несколько обязательных этапов:

  • Инвентаризация источников выбросов. Комиссия определяет, где именно происходит поступление загрязняющих веществ в атмосферу и какие химикаты попадают в окружающую среду в результате работы компании.
  • Расчет объема выбросов. Он может быть произведен в какой-то лаборатории или с использованием специальной компьютерной программы.
  • Расчет рассеивания. Это определение максимальной концентрации каждого загрязнителя, поступающего в воздух со всех источников, расположенных на территории предприятия.
  • Сравнение полученных результатов с официальными нормативами. В данном случае используются разработанные Правительством и закрепленные в ГОСТах и ГН показатели ПДК и ОБУВ (ориентировочно безопасного уровня воздействия).
  • Составление заключения. В нем указывается, соответствует ли стандартам о безопасности уровень выбросов химических веществ на предприятии.
  • Определение нормативов для компании. Если показатели не превышают безопасный уровень, проверяющий инженер предлагает использовать именно эти значения в качестве нормативных показателей для предприятия.

После этого заполняется отчетная документация, хранящаяся у руководителя компании на случай проверки.

Инвентаризация источников выбросов

Несмотря на изменения законодательства, произошедшие в 2019 году, проводить инвентаризацию стационарных источников вредных веществ, расположенных на территории предприятия, все равно необходимо. Обычно к этой категории относятся:

  • системы общеобменной и/или вытяжной вентиляции;
  • дымоотводящие трубы;
  • технологические установки, оснащенные системы отвода пыли и газа;
  • точки хранения и перегрузки сыпучих веществ;
  • оборудование, работающее на открытом воздухе (например, пилорама);
  • неплотности оборудования, через которые загрязнители просачиваются в атмосферу.
При этом инвентаризацию требуется проводить максимум через 2 года после введения перечисленных объектов в эксплуатацию.

Расчеты нормативных показателей ПДВ

В современной практике используются к 2 подхода к определению показателей максимально допустимых выбросов вредных веществ:

  • методика расчета рассеивания выбросов;
  • методика сводных расчетов.

Первый способ используется чаще. При этом каждый из подходов имеет собственные организационные и статистические особенности.

Метод расчета рассеивания выбросов

При использовании этого способа производится расчет концентрации в атмосферном воздухе объема газовоздушной смеси (м3) вредных веществ, выбрасываемых в ходе нормальной работы организации. Учитывается также перспектива дальнейшего развития компании. При этом для химикатов определяется сразу 2 типа значений:

  • максимальное единоразовое;
  • годовое.

Максимальное разовое значение – это допустимый по нормативам объем вещества, который может поступать в атмосферу каждую секунду. Замер показателей производится в течение 20 минут (в расчет берутся все источники, имеющиеся на предприятии). После этого определяется конкретная цифра, измеряемая в граммах в секунду (г/сек).

Годовое (по-другому – валовое) значение – это допустимый объем выбросов от одного источника в год. Этот показатель определяется с учетом всех технологических ограничений и измеряется в тоннах в год (т/год).

Состояние воздуха и вредных физических воздействий на него выбросов конкретного предприятия определяется при помощи программы «Эколог». Данный вид ПО имеет несколько вариантов, предназначенных для учета работы всех отделов компании (котельных, автотранспорта и прочих). При расчетах используют наиболее прогрессивные методики.

Метод сводных расчетов

Это вариант определения ПДВ вредных веществ используется достаточно редко. Его применяют, если оценить показатели нужно в общегородском масштабе. Например, когда администрация населенного пункта хочет узнать, какой ущерб экологии наносит автотранспорт или какой-то завод.

Общая схема организации работы при этом выглядит следующим образом:

  • Проведение проверки выбросов.
  • Для каждого из обнаруженных веществ проектируется ПДВ.
  • Оцениваются те выбросы, передаваемые в атмосферу от автотранспорта.
  • Подсчитываются ПДВ для химикатов, выбрасываемых в воздушную среду заводами.
  • Проводится сопоставление полученных результатов с нормативными показателями.
  • Определяется, какие именно вещества в наибольшей мере влияют на городскую атмосферу.
  • Рассчитывается предельно допустимый объем вредных выбросов, которые могут делать предприятия.
  • Компании распределяют между собой квоты, в сумме дающие максимальный показатель концентрации загрязнителей.
  • Разрабатывается план по уменьшению уровня вредоносных выбросов.
  • Государственные органы экологического надзора согласуют план и оформляют его документально.

Согласование проекта в государственных органах

Вся проектная документация ПДВ проходит несколько этапов согласования в разных инстанциях:

  • Роспотребнадзор. Здесь выдается положительное заключение по санитарно-эпидемиологическим нормам согласно требованиям СанПин вместе с результатами экспертизы.
  • Росприроднадзор. Здесь одобряется проект и в некоторых случаях выдается разрешение на определенное количество и частоту выбросов.
Некоторым представителям компаний придется также посетить местный орган экоконтроля. Иногда разрешение оформляется в муниципальном представительстве этих властных структур.

Разработка и согласование плана снижения выбросов в периоды НМУ (неблагоприятных метеоусловий)

Под неблагоприятными понимаются погодные условия, способствующие накоплению загрязнителей в атмосферном слое. Для таких ситуаций необходимо разработать особый план, который существует отдельно от проекта ПДВ.

При написании документа необходимо опираться на РД 52.04.52-85. Оформлять его нужно только предприятиям, которые относятся к I-III категории опасности по классификации Росприроднадзора.

Документация составляется на основании проведенной инвентаризации источников выбросов. При этом в расчет берутся общегосударственные нормативы для разных типов химикатов. Согласуется готовый проект в органах Росгидромета.

Получение разрешения на выброс

После готовности проекта, подать заявление на разрешение можно как в бумажном, так и в электронном форматах (доступно не для всех субъектов РФ). При этом придется подготовить следующий комплект бумаг:

  • заявление;
  • нормативы ПДВ, утвержденные Росприроднадзором (или другим органом);
  • квитанция об оплате госпошлины.

После того, как документы будут просмотрены и одобрены, компании выдадут разрешительное право на выбросы сроком действия на 7 лет.

Ответственность за нарушения

Кодекс об административных правонарушениях РФ предполагает наступление ответственности за несколько видов проступков, способных нанести ущерб экологии.

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (например, превышение нормативных показателей ПДВ):

  • штраф для физических лиц – 40 000-50 000 рублей;
  • для юридических лиц – 180 000-250 000 рублей.

Сокрытие или некорректная подача экологической информации (например, умышленное замалчивание вреда, наносимого предприятием атмосфере):

  • штраф для должностных лиц – 1 000-2 000 рублей;
  • для юридических – 10 000-20 000 рублей.

Информация об ответственности за нарушения ПДВ содержится в Уголовном кодексе. Ст. 251 «Загрязнение атмосферы» предполагает для лиц, ответственных за превышение ПДВ вредных веществ меру ответственности в форме штрафа в 80 000 рублей максимум. Также возможен арест на срок до полугода или исправительные работы в течение 1 года.

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 3 / 5. Голосов: 4

Стань первым! Голосов еще нет.