Переработка отходов электростанций и котельных: принят новый план Минэнерго

В России разработан комплексный план по переработке отходов электростанций и котельных. Он был разработан Минэнерго и утвержден рабочей группой Госсовета РФ 22 сентября. Предполагается, что зола и шлак будут перерабатываться в дорожное покрытие и материалы для строительства. Сейчас их утилизация на полигонах — одна из острых проблем.

В России и мире

В некоторых европейских странах, особенно тех, где сделан большой упор на экологию, отходы котельных и электростанций перерабатываются на 100%. Это Германия, Дания. Нидерланды. При этом используется не только местный шлак, но и импортированный из-за границы. В других государствах Европы и Северной Америки доля переработанного шлака и золы составляет 80-90%.

В России в переработку отправлялось не более 8% отходов этого типа. Сейчас наблюдается тенденция к спаду, и, по разным оценкам, показатель снизился до 4%. В основном такой способ борьбы с отходами практикуют в Кузбассе, Красноярском крае, Иркутской и Омской областях. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах шлак по-прежнему вывозят на полигоны.

Проблема традиционной утилизации

Для того, чтобы содержать золошлаковые отвалы, требуются большие затраты. Для них нужны системы очистки сточных вод и постоянный контроль состояния почвы, воды и воздуха в прилегающих зонах. К тому же, отвалы занимают большие площади, которые могли бы использоваться для сельского хозяйства.

Большой проблемой зольных шлаков признана пыль, которая распространяется на расстояние до 4 километров и негативно влияет на здоровье людей.

Переработка отходов электростанций и котельных могла бы не только остановить рост отвалов, но и очистить уже существующие полигоны.

Сферы применения золошлаковых отходов

В мире уже накоплен большой опыт переработки шлака и золы для разных отраслей хозяйства. Основные из них — стройматериалы и производство дорожных покрытий.

Золошлаковые отходы используются:

  • в производстве стройматериалов: как добавки и наполнители для цемента, бетона, строительных растворов, кирпича;
  • в дорожном строительстве: как основание для дорог;
  • в планировании городских территорий: как материал для отсыпки, альтернатива песку;
  • в производстве удобрений: как сырье для известкового гранулированного удобрения (мелиоранта), которое применяют на кислых почвах.

Шлак и зола — не просто наполнители, а ценное сырье в производстве некоторых типов строительных материалов. Например, отходы с высоким содержанием несгоревшего топлива используют для производства глиняного кирпича, что повышает качество стройматериала. А в производстве портландцемента шлак и зола выступают как активные кремнеземистые добавки.

Благодаря жаростойкости этих отходов их также можно использовать в жаростойких бетонах вместо шамотного порошка.

Сферы применения золошлаковых отходов

100 миллиардов рублей выгоды

Новый комплексный план Минэнерго по утилизации золошлаковых отходов включает стимулы для компаний, которые готовы заняться утилизацией. Предполагается, что разные ведомства (Минприроды, Росавтодор, различные надзорные службы) будут взаимодействовать для решения проблемы.

Среди этапов новой программы:

  • новый порядок стандартизации отходов электростанций и котельных;
  • определение норм применения их в разных видах строительства;
  • льготное кредитование и налогообложение для компаний, вводящих переработку отходов электростанций и котельных;
  • стимулирование технологических и инженерных разработок в этой области;
  • межведомственное взаимодействие и комплексная работа.

По прогнозам Минэнерго, экономический эффект от новой программы достигнет 100 млрд. рублей уже к 2035 году.

Все про отходы и экологию
Добавить комментарий