Для установления контроля за оборотом отходов, полученных в результате производства, закон предусмотрел обязанность субъектов предпринимательской деятельности вести разработку плана будущих нормативов отходов. На его основе определяют лимиты (определение нормы отходов, которые могут образовываться при том или ином производстве).

Результаты плановой деятельности оформляются ПНООЛР (проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) – документом, который проходит процедуру согласования в отделениях Росприроднадзора и содержит данные о предполагаемом объеме отходов и лимитов на их размещение. определение нормы отходов, которые могут образовываться при том или ином производстве.

Нормативное регулирование с изменениями 2019 года

ПНООЛРДо 1 января 2019 года оформление документа о запланированном нормативе образования опасных отходов, необходимых лимитов для их размещения на полигонах и других местах утилизации было обязанностью крупных предприятий.

Исключение было сделано для субъектов, которых закон относил к категории малого и среднего бизнеса.
 Если субъекты, попадающие в исключительную категорию, вели деятельность с образованием опасного мусора, на них возлагалась обязанность по составлению отчетности.

1 января 2019 года вступил в силу ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 года, который внес изменения в основополагающие акты, принятые в сфере защиты окружающей среды. Акт изменяет состав обязанных субъектов, включая в этот круг субъекты малого и среднего бизнеса. По обновленному тексту закона, обязанность по планированию норматива отходов, определения лимитов, возлагается на организации, располагающие мощности на объектах 1 или 2 категории.

Малые и средние предприниматели с этого момента освобождены от сдачи прежней отчетности, в последний раз ее придется представить за 2018 год.

Категории предприятий, обязанных разрабатывать НООЛР

Отдельно Роспотребнадзор выпустил Письмо от 20.06.2018 года N АА-10-02-32/12525 с пояснениями:

  • для объектов 1 и 2 категорий установлена обязанность создания проекта с запланированным нормативом образования отходов ПНООЛР). Он должен быть утвержден и на его основе получена разрешительная документация, одобрен лимит утилизации;
  • 3 категория – выполнение процедуры проектирования нормативов не требуется, возлагается обязанность по представлению периодической отчетности об обращении, транспортировке, переработке мусора;
  • для субъектов 4 категории не требуется ни утверждение нормативов, ни предоставление отчетности.Письмо Росприроднадзор
Если объекты не отнесены ни к одной из указанных категорий, у руководства отсутствует обязанность предоставления особой отчетности.

Порядок их разработки и утверждения

Составление ПНООЛР, учитывающего мощности предприятия и план будущих объемов потенциально опасных отходов, лимитов, требуемых для размещения, может выполняться: работником предприятия, сторонней фирмой на возмездной основе. В организациях и на предприятиях такую функцию выполняет инженер-эколог или лицо, на которое штатным расписание возложена такая обязанность.

Этапы создания:

  1. Сбор данных о деятельности предприятия: технологические карты, статистические данные о выбросах и других воздействиях.
  2. Оформление образуемых отходов по спискам, содержащимся в предметном каталоге, инвентаризация всех источников загрязнения.
  3. Создание проекта: на основе обобщенных данных рассчитывают совокупный объем образуемых вредных отходов. На этом ж этапе определяют класс опасности, к которому относится каждый вид, организуют места для хранения образуемых отходов, оформляют паспорта. Необходимо и получение разрешений, лицензий на сбор, перевозку и размещение.
  4. Процедура утверждения в Росприроднадзоре. Проект представляют в двух экземплярах, один из которых остаётся в согласующем органе: на рассмотрение уходит до 30 дней. Перед подачей субъект должен оплатить госпошлину. На заметку: перечисление выполняют с расчетного счета заявителя.
Поскольку срок рассмотрения проектной документации составляет почти месяц, подготовкой начинают заниматься заранее. Это позволит избежать проблем: остановки работы производства, оплаты денежного штрафа, материальных потерь в связи с остановкой мощности.
Этапы создания ПНООЛР

Обязательные пункты норматива

ПНООЛР должен содержать пункты:

  • общая информация о заявителе – название, организационно- правовая форма, адрес, ИНН, коды экономической деятельности, копии уставных документов, данные руководителя и др.;
  • детальное описание всех видов экономической деятельности, которые приводят к образованию опасного для окружающей среды мусора;
  • расчет предполагаемого совокупного объема опасного мусора, представленный на год. Расчет выполняют по каждому виду деятельности отдельно;
  • таблица с уточненными цифрами по нормативам на каждую структурную единицу организации;
  • данные о местах, в которых отходы складируются и хранятся;
  • сводка о планируемом объеме опасного мусора, который будет передан третьим лицам. Указывают и цель такой передачи: утилизация, дальнейшее использование и др. Оформляют в виде таблицы, детально указывая информацию о таких партнерах;
  • информация о планируемом использовании или утилизации отходов. План ежегодный, обязателен для организаций, если один из видов деятельности – переработка и утилизация.

Разрабатываемый проект должен содержать все необходимые пункты, иначе орган, осуществляющий согласование, откажет и вернет документ для внесения изменений. Составление ПНООЛР ведется на основе рекомендаций, выпускаемых Министерством природных ресурсов и экологии.

Отказ в утверждении ПНООЛР возможен по основаниям:

  • ошибки, допущенные при составлении и приведшие к недостоверности представленной информации;
  • отсутствие объекта для будущего размещения опасного мусора в реестре Росприроднадзора;
  • объем заявленных нормативов отходов превышает возможности полигона для размещения.

Используемые методики

Существует пять основных методов расчета норматива образования отходов при составлении проекта. Они близки, отличие состоит в таблицах-основах, последовательности этапов, информационных источниках и т. д.

Экспериментальный метод

Данный метод расчета основан на проведении опытных измерений непосредственно в условиях производства. К нему прибегают редко. Эффективен, когда сырьевые составы технологических процессов имеют небольшой диапазон отличий. Связан с трудоемкими аналитическими расчетами.

Расчётно-аналитический метод

Подходит для выполнения расчетов, если на предприятии есть детальные конструкторско-технологические документы. Расчеты производят по формулам, определяя нужный норматив как разницу между количеством материала, подлежащего затрате на единицу продукта, и чистым выходом. Подлежат учету потери, избежать которых невозможно.

Метод расчёта по материально-сырьевому балансу

За основу расчетов нормативов образования отходов берут показатель фактического расхода материалов на производство. Эколог запрашивает внутренние документы по предприятию, в которых отражены фактически затраты сырья и полученные отходы. Это самый простой и часто используемый способ.

Метод расчёта по удельным отраслевым нормативам

Расчеты производят на основе специализированных справочников, содержащих информацию по удельным показателям образования отходов. Справочные материалы выбираются по конкретной области деятельности.

Метод расчёта по фактическим объемам

Расчет ведут, беря за основу статистические данные образования отходов за последние три года. Собираются все данные по образованию мусора за этот период, полученная сумма делится на 3. Экологом моет быть принято решение о проведении расчетов за более длительный период в целях получения более точных данных.

Лица, занимающиеся расчетом на предприятии

Если организация или предприятие не обращается за возмездной услугой разработки ПНООЛР в профильную компанию, в штате должна быть предусмотрена единица, ответственная за составление такого документа.

Чаще всего такие обязанности возлагаются на инженеров-экологов, которые должны обладать целым рядом знаний:

  • отслеживать изменения в законодательных актах;
  • знать правила расчетов в зависимости от применяемого метода;
  • знать тонкости производственного процесса;
  • разбираться в технической документации.

Специалисты выполняют все вычисления и составляют проект вручную. Существуют специализированные программы, но они рассчитаны на небольшие организации. Такая программа не может учесть всего многообразия производственных процессов и образования отходов.

Утверждение НООЛР

После составления проекта, происходит его согласование в Росприроднадзоре. После отправки заявления и проектной документации в территориальный орган Министерства, остается только ожидать принятого решения.

В течение 30 дней Министерство даст ответ:

  • одобрение расчета норматива опасных отходов, необходимых для размещения лимитов;
  • отказ. ПНООЛР возвращается заявителю в течение 3 дней после принятия решения. В ответе указываются причины отказа. По возможности, заявитель может исправить недочеты и обратиться за согласованием вновь.
ПНООЛР имеет ограниченный срок действия – 5 лет или равен сроку лицензии организации, занимающейся размещением отходов. В течение этих 5 лет, организация обязана предоставлять письменную отчётность с подтверждением сохранения условий проекта. Форма – ежегодный технический отчет.

Подается отчет в местное отделение Росприроднадзора: почтовым отправлением или лично. Периодичность: в течение 10 дней после даты окончания очередного года. Начало течения года для такой отчетности – дата утверждения ПНООЛР.

Ответственность за отсутствие документа

Отсутствие ПНООЛР – правонарушение в сфере экологического права. Предусмотрена административная ответственность:

  • юридическое лицо, ведущее деятельность без составления ПНООЛР, наказывается денежным штрафом до 250 тысяч рублей или остановкой работы предприятия на срок до 90 суток;
  • для ИП – штраф до 50 тысяч (не менее 30), остановка деятельности на любой срок (не более чем на 3 месяца);
  • должностные лица, на которых возложена обязанность по составлению ПНООЛР – штраф на сумму от 10 до 30 тысяч.
Наказание, наложенное на виновного, не освобождает от обязанности составления и согласования документа. Его все равно придется представить, но с большими материальными потерями.

Превышение нормативов и возможные последствия

Проект действителен 5 лет – этот период требует строгого соблюдения заявленных в нем нормативов и лимитов размещения на полигоне или другом отведенном месте.

Из анализа текста закона можно сделать вывод, что с первого дня 2019 года наказание может быть назначено только за превышение лимита размещения отходов, но не за превышение их образования. Наказание в этом случае может применяться в ходе контрольных мероприятий за 2018 год.

Административное законодательство не содержит пункта о предупредительных мерах за это правонарушение. При выявлении превышения заявленного норматива или лимита, назначается наказание в виде денежного штрафа.

Проект, отражающий размер будущих отходов, образуемых на предприятии, и лимитов для их размещения – обязателен к составлению для всех субъектов предпринимательства. Главное условие – производство продукции ведется на объектах, относимых законом к 1 и 2 категории негативного воздействия. Проект подлежит согласованию в структурном отделении Росприроднадзора. За отсутствие документа или превышение данных, предусмотрена административная ответственность. Санкции накладываются без предварительного предупреждения. Выполнение возложенных мер административного взыскания не избавляет от обязанности составления и согласования ПНООЛР.

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 5 / 5. Голосов: 2

Стань первым! Голосов еще нет.

Нам очень жаль, что статья вам не понравилась!

Помогите нам улучшить контент!

Подскажите, пожалуйста, как мы можем ее улучшить?

5 1 голос
Рейтинг статьи