Санитарно-защитная зона: что это такое, этапы разработки

Вокруг территории предприятия, влияющего на окружающую среду, законодательно закреплена обязанность в формировании санитарно-защитной зоны определенных размеров. Это необходимо в целях предотвращения действия вредных условий на природу и места человеческого обитания за счет разделяющего участка. На установленной территории действует ряд ограничений по размещению объектов, а размер СЗЗ зависит от класса опасности, к которому относится деятельность предприятия.

Нормативное регулирование

Правовые особенности размеров и деятельности в пределах санитарно-защитной зоны регулируются многочисленными нормативно-правовыми актами:

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 – документ, описывающий характеристики СЗЗ при различных условиях: особенностях деятельности организации, класса опасности, например. Там же даются требования, которым должен соответствовать проект санитарно-защитной зоны.
  • Постановление Правительства РФ N 222, описывающее земельные вопросы, относящиеся к СЗЗ.

Первой главой Градостроительного кодекса дано определение, что санитарно-защитные зоны – территории, имеющие особенные условия использования. Кроме того, санитарно-защитная деятельность регламентирована списком законов:

Организации, которым нужна СЗЗ

Выделение территории для СЗЗ необходимо организациям, эксплуатирующим здания и другие категории объектов капитального строительства на следующих этапах:

  • планирование строительных работ;
  • возведение;
  • реконструкция;
  • производственная деятельность по назначению объекта.

Создание СЗЗ необходимо, если на окружающую среду оказывается хотя бы один из трех видов воздействия, превышающий санитарно-эпидемиологические нормы: химическое, физическое, биологическое. Негативное воздействие учитывается за пределами контуров территории объекта.

Наличие промежуточной территории позволяет оградить среду жизнедеятельности человека от вредных факторов.

Кроме выделения зоны, что является пассивным видом защиты, работа по предотвращению должна включать активные мероприятия. Они должны исключать или снижать отрицательное воздействие: установка фильтров и улавливателей, возведение шумопоглощающих конструкций, виброгасителей.

Размер зоны в зависимости от класса опасности

Основной фактор, влияющий на размер СЗЗ, – класс опасности предприятия. Чем выше опасность, тем шире границы СЗЗ:

Класс опасности Расстояние, м Пример
I 1000 Металлургический комбинат, химическое производство
II 500 Газо- и нефтепроводы, объекты атомной промышленности
III 300 Элеваторы
IV 100 Предприятия сферы услуг и социально-бытовой деятельности
V 50 Овощехранилища, предприятия по сборке мебели (при отсутствии этапа лакокрасочной обработки)

Изменение размера зоны связано с несколькими обстоятельствами:

  • невозможность соблюдения уровня негативного воздействия существующими техническими средствами;
  • подтвержденные данные об отсутствии негативных факторов в пределах зоны;
  • смена вида деятельности организации и изменение класса опасности.

Объекты, которые запрещено размещать в пределах СЗЗ

В пределах границ СЗЗ предприятия запрещено размещать ряд строений, относящихся к непроизводственной деятельности:

  • жилые здания;
  • общественные сооружения;
  • детские учреждения;
  • лечебно-оздоровительные организации;
  • предприятия общепита;
  • зоны отдыха;
  • садово-дачные участки;
  • строения, которые не включены в проект.

Объекты, которые можно разместить в пределах зоны

Включение сооружения в СЗЗ возможно только при получении разрешения и соблюдении условия, что назначение здания относится к обеспечению производственной деятельности предприятия. Это касается поликлиник, спортивных сооружений, объектов торговли и питания, расположенных в границах выделенной территории. В стандартной ситуации на территории СЗЗ могут размещаться следующие объекты:

  • обслуживающие здания: помещения для временного размещения персонала, административные корпуса;
  • лаборатории, конструкторские бюро;
  • коммуникации: линии электропередач, водоснабжающие и канализационные магистрали, трубопроводные линии;
  • помещения для обслуживания техники.

Определение и назначение проекта СЗЗ

При формировании санитарно-защитной зоны готовится специальный проект СЗЗ, где отображаются все относящиеся к производимой на территории деятельности характеристики. Они включают обозначение границ на местности, замеры степени негативного воздействия, определение класса опасности соответствующей территории.

Проект – основа для анализа вредных факторов, воздействующих на окружающую среду, выявляются возможные технологические нововведения по предотвращению воздействия.

Учитывая совокупность полученных данных, выдается разрешение на осуществление деятельности, утверждаются границы СЗЗ.

Категории предприятий, которым нужна разработка проекта

Проект санитарно-защитной зоны создается, если в пределах исследуемых границ располагаются объекты, недопустимые для расположения в СЗЗ. На этапе проектирования разрабатывается ряд мер, обеспечивающих соответствие нормам по оказываемому воздействию, для окружающей территории. Проектом предусматривается возведение барьерных конструкций, перепланировка производственных участков и корректировка контура границ.

Обязательно должны подготовить проект организации, имеющие первые три класса опасности и степень загрязнения, превышающую значение 0,1. Методика по проведению измерений описана в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Содержание документа и сопутствующая документация

Проект создания санитарно-защитной зоны содержит множество документов, относящихся к рассматриваемому участку и особенностям производственно-хозяйственной деятельности:

  • отчет санитарно-эпидемиологического состояния территории;
  • описание производственных методов и используемых технологий;
  • план всей территории с указанием назначения построек;
  • план инженерных коммуникаций;
  • информация о котельных, электроподстанциях, очистных и насосных конструкциях;
  • итоги замеров по уровню шума, вибраций, атмосферных выбросов;
  • план строительства.

Этапы разработки проекта

Разработка проекта СЗЗ включает нескольких шагов, позволяющих обеспечить полноту сведений, направленных на утверждение размера санитарно-защитной зоны. Работа по проектированию включает аналитико-расчетные мероприятия, сбор документов, множество иных шагов:

  • инвентаризацию источников вредного воздействия;
  • предварительное проектирование зоны и экспертизу проекта;
  • анализ и оценка рисков для населения прилегающей местности;
  • подтверждение установленных границ;
  • получение итогового заключения;
  • внесение данных в земельный реестр;
  • организация режима функционирования.

Инвентаризация источников выбросов и шумов

Первоначально организация до проектирования осуществляет инвентаризацию источников вредного влияния в пределах контура, определяемого СЗЗ:

  • атмосферных выбросов;
  • уровней шумового и вибрационного воздействия, электромагнитного излучения.

Разработка проекта расчетной СЗЗ

После проведения инвентаризации разрабатывается проект расчетной санитарно-защитной зоны, размеры которой основаны на ряде характеристик:

  • классе опасности;
  • уровнях вредного воздействия;
  • метеорологических условиях территории;
  • результатах сравнения с нормативными показателями.

Проект расчетной СЗЗ состоит из схематического изображения рассматриваемой территории в масштабе 1:2000 с нанесенными границами и источниками негативного влияния на окружающую среду.

Картографические размеры должны соответствовать тем, что используются в государственном земельном реестре.

В качестве дополнительных сведений в расчетный проект включаются данные о защитных материалах.

Оценка рисков здоровью населения

Проведение оценки рисков для здоровья населения возможно только с привлечением экспертной организации. В ходе анализа вредных факторов воздействия эксперты проверяют возможное влияние на здоровье при действии разнообразных условий.

На основании полученных результатов разрабатываются рекомендации по управлению рисками, включающие методы их снижения или полного предотвращения.

Экспертиза проекта расчетной СЗЗ

Разработанный проект расчетной СЗЗ должен пройти экспертизу на соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

Место, где проводится экспертиза – местный орган, отвечающий за соответствующее санитарное и гигиеническое состояние среды.

Предприятие получает заключение, что расчетные показатели негативного воздействия и установленные границы СЗЗ соответствуют нормам и безопасны для окружающей местности. Утвержденный проект должен пройти вторую стадию экспертизы – в федеральном отделении Роспотребнадзора.

Исследования для подтверждения границ зоны

После прохождения экспертизы предварительных расчетов предприятие приступает к проведению натурных исследований, связанных с подтверждением рассчитанных данных. На каждом из источников негативного воздействия берутся следующие данные, зависящие от особенностей фактора влияния:

  • пробы воздуха;
  • замеры уровней шума, вибрации, электромагнитного излучения.

Кроме источников экспертами определяются и другие контрольные точки, отражающие общий уровень воздействия на окружающую среду. Такие точки распределены по границам санитарно-защитной зоны, располагаются в жилом секторе, если такой находится вблизи объекта изучения. Изменения вносятся в проект на основании выявленных показателей.

Нововведения направлены на формирование наименее вредных условий функционирования СЗЗ.

Получение заключения на проект окончательной СЗЗ

Успешное прохождение натурных испытаний должно подтверждаться получением заключения соответствия проекта окончательной СЗЗ. Подготовленный пакет документов отправляется на утверждение в один из органов Роспотребнадзора:

  • местный – для объектов III-V классов;
  • федеральный – для I-II класса.
Исключение санитарно-защитной зоны из муниципального хозяйственного оборота осуществляется на основании сведений о граничном контуре, внесенных в государственный реестр.

После этого в пределах установленных границ запрещается размещение объектов жизнедеятельности, которым присвоены нормативные показатели эксплуатации.

План организации режима территории СЗЗ

После завершения все мероприятий по согласованию границ зоны, основная задача предприятия – поддерживать в норме показатели негативного воздействия, используя методы, описанные в проекте. Предприятие организует мероприятия в санитарно-защитной зоне, включающие работы по озеленению, функциональному развитию в рамках действующих разрешений по использованию территории СЗЗ.

Срок разработки, согласования и действия документа

Проект СЗЗ разрабатывается экспертными организациями в срок от 10 дней, к которым прибавляется время ожидания ответа от контролирующих органов. Срок ответа – до 30 календарных дней. При утверждении окончательного проекта ответ дается в течение 15 рабочих дней. Затем в срок до 5 рабочих дней передаются сведения в местную администрацию для обновления земельного реестра.

Для документа выбирается бессрочный период действия, если иное не определено содержанием.

Изменение размера санитарно-защитной зоны

В некоторых ситуациях требуется изменение утвержденных границ санитарно-защитной зоны. Это необходимо по ряду причин, относящихся к деятельности предприятия:

  • изменение уровня вредного воздействия относительно проектного (увеличение выбросов – расширение границ, снижение – сокращение защитной территории);
  • применение новых технологий;
  • прекращение или смена рода деятельности предприятия, изменение класса опасности.
Смена границ СЗЗ возможна только основываясь на измеримых показателях, а не расчетных. Изменения вносятся путем подачи заявления в Роспотребнадзор.

Ответственность за отсутствие СЗЗ и ее проекта

Ответственность, касающаяся проекта и утверждения СЗЗ, прямо не определена в российском законодательстве. Вместо этого используются общие положения Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся правонарушений в области санитарно-эпидемиологического состояния среды и экологической защиты.

Предусмотрена следующая ответственность, указанная в статьях 6.3 и 8.1:

Ответственность Штраф по статье, тыс. руб.
6.3 8.1
Для граждан 0,1-0,5 1-2
На должностных лиц 0,5-1 2-5
Для ИП 0,5-1 или приостановка деятельности до 90 дней
Для организаций 10-20 или приостановка деятельности до 90 дней 20-100
Все про отходы и экологию
Добавить комментарий