Утилизация смазочно-охлаждающих жидкостей, антифриза, тосола

В автомобильной и машиностроительной отрасли используется ряд жидкостей для повышения срока службы компонентов за счет смазывания и охлаждения покрываемой поверхности. Для обозначения группы таких добавок используется термин «смазочно-охлаждающие жидкости» (СОЖ), к которым также относится антифриз и тосол. Антифриз используется для работы при холодных температурах, чтобы изолировать и стабилизировать температуру рабочей поверхности двигателя. Тосол – обобщенное название советских технических жидкостей, разработанных отделом технологии органического синтеза (ТОС) и включающих спирты («-ол» в названии: этанол, метанол и т.д.).

Необходимость утилизации антифриза

Одно из главных отличий СОЖ от топливных жидкостей – они не сгорают при работе двигателя. Отработанные материалы в том же жидком состоянии, что и при начале использования, должны утилизироваться. Слив отработанных СОЖ, антифриза, тосола в почву или водоемы недопустим из-за последующего заражения грунта и вод. Вред для окружающей среды связан с составом жидкостей, которые включают:

  • химические составляющие (до 80%);
  • водный раствор (до 60%).

Соотношение компонентов для каждой жидкости отличается и зависит от ее назначения. Для достижения необходимых характеристик в антифриз включают присадки, повышающие срок службы, восприимчивость к температуре. Для других СОЖ и тосол распространены антикоррозийные и антиокислительные присадки, содержание которых может достигать половины всего состава.

Водные растворы представляют собой разбавленные эмульсии, включающие натуральные или синтетические масла. За счет этого формируется срок годности всей СОЖ, которая при длительном отсутствии использования теряет свойства. Если антифриз не используется, то по истечении 5 лет он начинает терять характеристики и в такой ситуации должен утилизироваться для избегания порчи автомобильных компонентов.

Антифриз

Порядок слива и хранения тосола

Для утилизации тосола необходимо его слить из рабочей емкости в закрытый герметичный контейнер для предотвращения проникновения в окружающую среду. Для правильного проведения слива необходимо выполнять операции с заглушенными и остывшими моторами. При нарушении этих условий появляется риск получения ожогов или возникновения трещин из-за повышенного давления.

Для самостоятельного слива тосола необходимо по порядку проделать несколько действий:

  1. Разместить контейнер с поддоном, в который будет сливаться жидкость под сливным отверстием.
  2. Открыть крышку у расширительного бака.
  3. Открутить пробку или снять нижний патрубок.
  4. Слить всю жидкость.
  5. Закрутить пробку или поставить на место нижний патрубок.
  6. Закрыть крышку у расширительного бака.

Дополнительно для полного избавления от отработанной СОЖ, тосола или антифриза, необходимо залить емкость промывочной жидкостью и промыть при работающем двигателе. Новая жидкость заливается только после слива промывки и остывания двигателя. До момента вывоза тосол должен храниться в герметичном контейнере на поддоне в сухом и проветриваемом помещении, куда не поступают напрямую солнечные лучи.

Жидкость для мытья автомобиля

Куда можно сдать антифриз

Утилизацией отработавших автомобильных жидкостей занимаются только специализированные лицензированные предприятия. Получение лицензии необходимо, потому что СОЖ, антифриз, тосол относятся к III классу опасности. Вред от попадания таких веществ в окружающую среду нарушает экологический баланс на 10 лет, поэтому обработка таких отходов подвергается лицензированию. Найти такие предприятия у себя в регионе можно через запрос в орган, который выдает лицензию – Росприроднадзор.

Приемом отработавших жидкостей могут заниматься автосервисы и продавцы СОЖ, но необходимо предварительно уточнять у них возможность сдачи. Такие организации сами не утилизируют жидкости, но передают их в лицензированные компании для правильного уничтожения или переработки. Это понадобится, если специализированные компании не принимают жидкости от физических лиц из-за малых объемов. Автосервисы и магазины накапливают достаточный для передачи объем. При обращении в специализированную организацию напрямую компания вывезет жидкость с территории самостоятельно утилизирует ее. Стоимость утилизации антифриза и других вспомогательных жидкостей – от 9 тысяч рублей за 1 м3.

Человек выбирает моторное смазочное масло

Способы переработки и утилизации антифриза

Самостоятельная утилизация СОЖ в домашних условиях опасна для человека из-ща токсичных испарений, возникающих при обработке жидкости. Кроме того, такие жидкости легко воспламеняются при температуре в 120 °C. Утилизация путем слива в канализацию приведет к заражению воды: капля антифриза или другой СОЖ заразит 25 литров воды. Для предотвращения вредного воздействия технические жидкости обрабатываются одним из способов:

  • термически уничтожаются;
  • химически или физически расщепляются на составляющие и перерабатываются.

Для утилизации необходимо специальное оборудование для химического или физического разделения жидкости. Разделенные компоненты отдельно уничтожаются или перерабатываются. Для исключения токсичных испарений установки дополняются фильтрами.

Термическое уничтожение

Для уничтожения применяется термический метод, при котором жидкость размещается в емкости и сжигается при повышенной температуре 1500-1600 °C. Для уничтожения в жидкость добавляются поверхностно-активные вещества, способствующие расщеплению элементов антифриза. По мере расщепления составляющие сгорают, образуя токсичный газ. Для безопасного термического уничтожения СОЖ применяется газоочистка, препятствующая проникновению токсинов во вредную среду. При горении образуется энергия, которая используется для работы установки или других окружающих инфраструктурных объектов.

Энергичная химическая реакция

Переработка в очищенный состав

При переработке решается главная задача – разделение на компоненты без примесей. Для антифризов и тосолов характерно специфическое распределение долей компонентов, что ограничивает сферу применения СОЖ только определенными условиями. При разделении на компоненты расширяется область применения из-за однородности состава каждого элемента: они могут использоваться самостоятельно или в виде добавок для других жидкостей.

Для разделения используются физические и химические методы. Физический метод может проявляться самопроизвольно при простаивании жидкости, когда она не используется по назначению: более тяжелые компоненты начинают выпадать в осадок. При использовании оборудования такое физическое разделение проходит принудительно: при центрифужном вращении под действием силы тяжести.

Для ускорения расщепления применяются добавки, повышающие кислотность. Число и состав добавок зависят от выбранного метода переработки. При физическом расщеплении достаточно добавить кислоты для достижения показателя pH, равного 1 или 2. При химическом расщеплении используется больше добавок и осадок постепенно выводится через фильтры.

Оборудование для переработки

При переработке должно использоваться устойчивое к воздействию химикатов оборудование. Соблюдение этого условия необходимо для успешного проведения расщепления и предотвращения коррозии и более серьезных разрушений установок. Стандартный набор оборудования для переработки СОЖ, включая антифриз и тосол:

  • центрифуга;
  • фильтры (для осадков и для испарений);
  • если выработанную энергию считать продуктом переработки, то необходима емкость для сжигания;
  • водоочистные установки.

 Промышленный многоступенчатый центробежный насос

Все про отходы и экологию
Добавить комментарий