Утилизация фильтров – масляных, воздушных, топливных

Автомобильные и другие фильтры в процессе эксплуатации накапливают в себе токсичные вещества, которые представляют опасность для окружающей среды. Утилизация фильтров масляных, воздушных, топливных, как и других видов опасных отходов, должна производиться региональным оператором, имеющим лицензию на право обращения с отходами 1-4 классов опасности. Рассмотрим, какие требования предъявляются к хранению и утилизации фильтров, куда их можно сдать, и какие будут штрафы при нарушении этих требований.

Класс опасности масляных, топливных и воздушных фильтров

В автомобилях используется 4 вида фильтров, периодически требующих замены:

  • масляные;
  • топливные;
  • воздушные;
  • салонные.

Фильтрующий элемент в них изготавливается из бумаги, в процессе эксплуатации на нем осаждаются нефтепродукты, хром, марганец и другие вещества, которые вредят экологии. Согласно Федеральному Классификационному Каталогу Отходов, отработанные масляные, воздушные, салонные и топливные фильтры относятся к третьему классу опасности – умеренно опасным отходам. Это значит, что нельзя допускать их попадания в окружающую среду.

Композитные фильтры

Замена фильтрующих расходников в автомобилях производится в зависимости от пробега, в среднем она требуется 1-2 раза в год.

Если учесть, что в России более 52 млн автомобилей, то путем несложных подсчетов получаем в масштабах страны около 50 тонн отработанных фильтрующих расходников в год.

Если эти опасные отходы не подвергаются переработке, а выбрасываются на свалку или зарываются в землю, то токсичные вещества из них попадают в воздух, почву, грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Это приводит к росту заболеваемости и снижению средней продолжительности жизни населения.

Требования к сбору и хранению отработанных фильтров

С момента замены до сдачи на утилизацию фильтры приходится хранить на предприятиях. Чтобы вредные вещества при их хранении не попадали в окружающую среду, необходимо соблюдать следующие требования:

  • держать отработанные фильтрующие расходники следует отдельно от других отходов в металлических контейнерах или бочках;
  • тара для хранения должна герметично закрываться, чтобы не было утечки токсичных веществ;
  • располагаться эта тара должна на заасфальтированной или забетонированной площадке.
Необходимо следить за целостностью тары, не допускать коррозии и утраты герметичности, чтобы токсичные и канцерогенные вещества не испарялись в воздух, а также не вымывались водой.

Нарушение условий хранения опасных отходов карается привлечением к административной ответственности с наложением штрафа.

Металлические бочки

Металлические бочки – подходящая для хранения тара

Куда можно сдать отработанные фильтры

Согласно Федеральному Закону №89 утилизация отходов 3 класса опасности, к которым относятся топливные, воздушные, масляные фильтры, осуществляется региональным оператором в сфере обращения с отходами, имеющим лицензию на право этой деятельности. В эту организацию необходимо сдавать отработанные фильтрующие элементы, заключив с нею договор и оплачивая услуги согласно утвержденным тарифам. В обязанности оператора входит:

  • прием отработанного сырья;
  • его безопасная транспортировка в пункт утилизации;
  • сортировка отходов по материалам;
  • утилизация по одной из применяемых технологий;
  • составление акта о предоставленных услугах.

Сдача на утилизацию – это единственный законный способ избавления от опасных отходов. Попытки избавиться от них самостоятельно наносят непоправимый ущерб окружающей среде и влекут за собой административную ответственность с крупными штрафами.

Как выполняется утилизация

Утилизация отработанных воздушных, масляных, топливных, а также других фильтров производится одним из следующих методов:

  • Термический. Сырье помещают в специальную печь, где происходит выгорание остатков масла, фильтрующего элемента, резиновых прокладок. Оставшийся металл спрессовывают и сдают на переплавку, из-за обжига его качество ухудшается. Этот способ наименее трудоемкий и самый часто используемый.
  • Разборка. Сорпуса отработанных изделий разрезают электромеханическим инструментом, затем разбирают. Оставшееся масло собирают и сдают для применения в производственных целях – в качестве топлива или смазки. Фильтрующие элементы сжигают, металл идет на переплавку, его качество не ухудшается. Метод разборки – наиболее трудоемкий, применяется он редко.
  • Дробление. С помощью дробильной машины отходы измельчают, затем производится магнитная сепарация – извлечение стальных частиц магнитом. Все неметаллические отходы сжигаются.

Предприятие по сжиганию фильтров

Несмотря на то, что при этих методах переработки используется сжигание, они гораздо безопаснее для экологии, чем размещение этих отходов на свалках.

Штрафы за нарушение требований к хранению и утилизации фильтров

Статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены следующие размеры штрафов за несоблюдение требований к хранению и утилизации отработанных масляных, воздушных, топливных и других фильтров:

  • 1 000-2 000 рублей – для физических лиц;
  • 10 000-30 000 рублей – для должностных лиц;
  • 30 000-50 000 рублей или запрет деятельности на период до 3 месяцев – для частных предпринимателей без статуса юридического лица;
  • 100 000-250 000 рублей или запрет деятельности на период до 3 месяцев – для юридических лиц.

Также предусмотрена административная ответственность для лиц, нарушивших требования к хранению и переработке фильтрующих элементов из медицинского оборудования, несущих опасность бактериального и вирусного заражения. Установленные для них размеры штрафов:

  • 2 000-4 000 руб. – для физических лиц;
  • 5 000-10 000 руб. – для должностных лиц;
  • 30 000-50 000 руб. – для юридических лиц.
Контроль за соблюдением требований хранения и утилизации опасных отходов осуществляется органами экологического и санитарно-эпидемиологического надзора.
Все про отходы и экологию
Добавить комментарий