Паспорт отходов: кто должен делать, классы опасности, порядок оформления

Для точной идентификации и определения уровня опасности все, образуемые в результате деятельности предприятий, отходы подлежат паспортизации. Для этого определяется их состав, класс опасности, допустимые способы обращения. Паспорт отходов составляется только для наиболее опасных отходов – те, которые относятся к I-IV классу опасности. Документ составляется в стандартной форме, что позволяет упростить регистрацию отходов и их обращение.

Нормативное регулирование

Деятельность по паспортизации отходов регулируется рядом нормативно-правовых актов:

  • федеральным законом № 89-ФЗ;
  • постановлением Правительства РФ № 712;
  • приказ Минприроды № 541;
  • приказом Росприроднадзора № 242.
В указанных актах закреплены требования к организациям по постановке на учет всех образующихся отходов I-IV класса, определены правила составления паспорта и обращения с каждым видом отходов.

Категории отходов, для которых нужен паспорт

По общему правилу паспорт отходов составляется на следующие виды мусора:

Класс опасности Опасность Описание класса и последствий Примеры отходов
I Чрезвычайная Необратимые последствия для экосистемы. Захоронение невозможно. Ртутные лампы, ванадиевые, свинцовые отходы, мышьяк, сильные кислоты и щелочи.
II Высокая На восстановление экосистемы необходимо несколько десятков лет. Захоронение невозможно. Батарейки и аккумуляторные батареи.
III Умеренная Восстановление экосистемы занимает до 10 лет. Этанол, фосфатные, марганцовые соединения, автомасла, дизель, помет и навоз, пепел.
IV Малая Восстановление экосистемы происходит за несколько лет. Уголь, остатки упаковки.

На некоторые виды отходов действуют особые условия по их обращению. Для них не нужно составлять паспорт, даже если они относятся к I-IV классу опасности:

  • радиоактивные;
  • медицинские;
  • биологические;
  • разрушающие озоновый слой;
  • атмосферные выбросы;
  • водосбросы.

Кроме того, паспорт отходов не составляется для остатков V класса опасности, которые не представляют угрозы для экосистемы или имеют очень низкое влияние на нее. К ним относятся продукты человеческой жизнедеятельности, строительные отходы, металлолом, бытовые предметы.

Организации, которым необходимо его оформлять

Оформление паспорта отходов необходимо для всех организаций, образующих отходы I-IV класса. Необходимость оформления не зависит от формы собственности предприятия – это могут быть юридические лица и индивидуальные предприятия. Возникновение отходов возможно при осуществлении производственной деятельности, торговле, оказании услуг. При наличии арендных отношений именно арендодатель несет ответственность за паспортизацию отходов объекта.

Пошаговая инструкция оформления

Составление паспорта отходов включает несколько этапов, последовательное прохождение которых позволит согласовать паспортизацию в Росприроднадзоре:

  1. Анализ источников возникновения отходов и их инвентаризация;
  2. Определение класса опасности для каждого источника;
  3. Подготовка комплекта документов;
  4. Передача на согласование.
Для оформления паспорта отходов привлекаются внешние специализированные организации, а также можно заполнить самостоятельно силами предприятия.

Необходимые документы и действия

Перед подготовкой документов для передачи в Росприроднадзор необходимо классифицировать все типы отходов, образующихся на предприятии. Для этого проводится анализ поступающего сырья, выбросов в атмосферу и образование остатков в результате производственной или иной деятельности. Проведение такого анализа возможно только при наличии лицензии у проверяющей организации, что усложняет паспортизацию своими силами.

Обнаруженным во время анализа и инвентаризации источникам негативного воздействия присваивается определенный класс опасности – от I до V.

Классификация происходит на основании ФККО, где даны критерии принадлежности к определенному классу и описание для всех видов отходов.

После получения всей информации об отходах происходит заполнение паспортов в соответствии с утвержденной постановлением Правительства РФ № 712 формой. В паспорт вносятся следующие данные по каждому виду отхода:

  • класс опасности;
  • происхождение (источник образования);
  • состав;
  • условия обращения на предприятия: от сбора до вывоза и утилизации;
  • физические характеристики.

Для согласования паспорта сведения передаются в местный или федеральный орган Росприроднадзора – зависит от опасности отходов. В комплект документов входит заявление на отнесение отходов к определенному классу опасности (пример), к которому прикладывается ряд подтверждающих бумаг: результаты анализа и испытаний, подтверждения действия лицензии проводившей организации, акты замеров и проб.

Самостоятельное заполнение паспорта

Полностью пройти паспортизацию самостоятельно могут только крупные компании, обладающие аккредитованными экологическими лабораториями. Первый шаг по подготовке паспорта отходов требует привлечения сертифицированных специалистов, при их отсутствии компании обращаются в специализированные лаборатории. Лицензированные предприятия готовят информацию по образованию и обращению отходов, а задача предприятия – оформить паспорт на основании этого.

Упрощает паспортизацию строгая форма отчетности, что позволяет использовать заполненные образцы для подготовки собственных документов.

Порядок оформления своими силами не отличается от порядка при привлечении внешней организации: анализ источников, заполнение бланков по каждому типу отходов, передача на согласование.

Согласование в Росприроднадзоре

Полученный комплект документов рассматривается в местном или федеральном органе Росприроднадзора. Рассмотрение документации занимает до 5 рабочих дней, по истечении которых ведомство выносит вердикт: соответствует проделанная работа требованиям по оформлению или нет. Результаты рассмотрения направляются заявителю в виде уведомления, где указывается, что паспорта утверждены или отмечаются ошибки оформления.

Проверяемая организация может столкнуться с некоторыми сложностями при паспортизации:

  • обнаруженные отходы не включены в ФККО;
  • Росприроднадзор обнаружил ошибки в документах.
Обе ситуации не означают снятие обязательств в утверждении паспорта, поэтому организация должна предпринять дополнительные действия для устранения несоответствий.

“Отходы не включены в ФККО”

Некоторые отходы могут быть не включены в ФККО, основная причина – новый неклассифицированный вид. Чтобы составить паспорт на такой видов отходов, необходимо сначала пройти процедуру классификации и включения в ФККО. На период классификации составляется временный паспорт, срок действия которого ограничен моментом включения нового вида отходов в классификатор.

Для включения отхода в классификатор образователь предоставляет сведения о составе и классе опасности в течение 90 дней с момента обнаружения.

Включение новых позиций в ФККО осуществляет федеральное отделение Росприроднадзора, а данные передаются туда предприятием через местный орган.

Росприроднадзор выявил ошибки в документации

Выявленные Росприроднадзором предприятие обязано устранить, чтобы избежать штрафов за отсутствие паспорта отходов. На устранение недочетов предприятию дается 25 дней с момента получения уведомления от Росприроднадзора. Основные ошибки связаны с отсутствием документов, подтверждающих отнесение вида отходов к определенному классу. Кроме того, орган проверяет действие лицензии организации, проводившей анализ, замеры и другие исследования. Росприроднадзор отправляет уведомления каждый раз до момента полного устранения несоответствий в течение 5 дней после истечения срока на исправление.

Срок действия документа

Паспортизация отходов – однократная процедура. Это означает, что утвержденный паспорт отходов, выданный предприятию, действует в течение всего срока существования организации. Возможные причины повторного прохождения паспортизации:

  • изменения в классификаторе;
  • изменение производственных технологий, влекущих смену свойств и характеристик отходов;
  • особые случаи, связанные с изменениями законодательства (например, коснулись тех, кто получил паспорт до 2014 года).

Ответственность за отсутствие паспорта

Ответственность за отсутствие паспорта опасных отходов прописана отдельно в законодательстве. Для этого используются положения статьи 8 Кодекса об административных нарушениях, которая посвящена деятельности предприятий в области защиты экологии. В пункте 9 указаны виды административных наказаний для предприятий разных форм собственности:

  • 20-40 тысяч рублей – штраф для должностных лиц;
  • 40-60 тысяч – для индивидуальных предпринимателей;
  • 200-350 тысяч – для юридических лиц.

Возможные проблемы при паспортизации отходов

При согласовании паспортов на опасные отходы предприятия сталкиваются с рядом проблем:

  • законодательно не закреплен порядок классификации отходов, а определение класса – необходимость;
  • сложности при определении состава отходов и их идентификации с определенным классом из ФККО;
  • форма паспорта утверждена постановлением Правительства РФ № 712, но нет документов, регулирующих заполнение.

Предприятия и компании, осуществляющие паспортизацию, решают данные вопросы путем обращения в Росприроднадзор за разъяснениями. По результатам рассмотрения Росприроднадзор готовит письма, которые не являются нормативно-правовыми актами, а имеют рекомендательный характер. Решение происходит на основании этих писем и практического опыта организаций, которые неоднократно проходили паспортизацию.

Все про отходы и экологию
Добавить комментарий